В последний раз: «Поехали...»

Иркутяне передают с космодрома Байконур, от Гагаринского стартового стола
Текст: Василий Потемкин , Фото: Марины Ковалевой и пресс-службы Центра подготовки космонавтов , СМ Номер один , № 38 от 26 сентября 2019 года , #Общество
Когда сдавался в типографию этот номер, до старта космического корабля «Союз МС-15» оставалось два часа 47 минут.
Когда сдавался в типографию этот номер, до старта космического корабля «Союз МС-15» оставалось два часа 47 минут.

Марина Ковалева: «Побывать на пуске настоящего космического корабля — чувства непередаваемые».
Марина Ковалева: «Побывать на пуске настоящего космического корабля — чувства непередаваемые».
На старт ракету везут очень медленно — со скоростью пять километров в час, чтобы при транспортировке не случилось каких-либо повреждений.
На старт ракету везут очень медленно — со скоростью пять километров в час, чтобы при транспортировке не случилось каких-либо повреждений.

Вчера, 25 сентября, в 21.57 по иркутскому времени на космодроме Байконур состоялся старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-15». На его борту — международный экипаж, возглавляемый российским космонавтом Олегом Скрипочкой. И понимая, что в наше время работа на орбите уже не воспринимается как нечто сверхнеобычное, будем утверждать: этот запуск — исторический. По нескольким причинам... Кроме того, уже неделю на Байконуре находится наша землячка Марина Ковалева. Она наблюдала за подготовкой к пуску ракеты, в режиме реального времени комментировала увиденное и передавала нам в редакцию.

У командира — почти год на орбите

Итак, запуск этой ракеты «Союз-ФГ» действительно исторический, потому что последний в истории; кстати, он семидесятый. Со следующего года эти ракеты-носители, в которых использовались украинские комплектующие, будут заменены модификацией «Союз-2.1а», состоящей полностью из российских компонентов.

— Еще одна особенность нынешнего пуска: этот старт — последний с Гагаринского стартового стола, который до сего времени, то есть уже почти шесть десятилетий, сохранялся в первозданном виде. Именно с него в 1961 году Юрий Гагарин и стартовал. Вообще, на Байконуре 15 стартовых площадок, и вот эту, легендарную, сейчас ставят на модернизацию до 2023 года — под новый российский пилотируемый космолет «Федерация», — рассказывает Марина Ковалева.

Интересен состав нынешней 19-й экспедиции посещения Международной космической станции. На ее борт впервые поднимется гражданин Объединенных Арабских Эмиратов — военный летчик из Абу-Даби Хаззаа Аль Мансури. Бортинженер экспедиции, также не имеющая пока опыта космических полетов, — астронавт NASA Джессика Меир. Американка имеет научную степень доктора в области морской биологии, работала в лаборатории исследований человеческого организма в Космическом центре имени Линдона Джонсона, принимала участие в исследовательских полетах на невесомость на борту самолетов NASA, а также являлась членом экипажа акванавтов в подводной лаборатории «Аквариус».

Командир экипажа — опытный космонавт, Герой России Олег Скрипочка. В космос он отправился уже в третий раз. А общая его продолжительность нахождения в орбитальных станциях — почти год (331 сутки).

Этот полет продлится 187 суток. Правда, Хаззаа Аль Мансури летит на МКС всего на восемь дней. Помимо экспериментов по программе его страны, он будет также участвовать в российских и американских научных программах. Также ему нужно сфотографировать его родину — города ОАЭ, объекты Персидского залива, Средиземного моря. Список задач очень длинный для восьмисуточного полета.

— На старт на Байконур сейчас прибыло очень много арабов, даже какой-то важный шейх, — продолжает наблюдения наш рассказчик. — Они очень радуются тому, что в космос летит первый гражданин ОАЭ. Судя по всему, там народные гулянья намечаются почище наших, гагаринских.

Почему ракета меняет цвет?

Вертикализация — таким необычным словом именуется поднятие ракеты и установка на стартовом столе.

— Ракету на старт привезли заранее, еще в понедельник, — передает Марина. — Из монтажно-испытательного корпуса, где и происходит окончательная сборка, ракету везут очень медленно — со скоростью пять километров в час, чтобы при транспортировке не случилось каких-либо повреждений. Вывозят всегда в одно и то же время вот уже 60 лет — в семь часов утра. Везут примерно час. Спереди ракету тащит мотовоз, сзади едет вагон, связанный с ракетой коммуникациями и обеспечивающий определенный стабильный уровень температуры, влажности и прочее, ведь климат в этой казахстанской степи представляете какой. Сопровождает процессию пешая охрана.

Везут ракету на старт незаправленную. Заправка топливом производится только после вертикализации. С этим, по словам нашего рассказчика, связан известный трюк: везут и устанавливают ракету темно-серого цвета, а через день — в день пуска — она становится белой. Оказывается, это иней, который толстым слоем покрывает ракету после заправки. Жидкий кислород, служащий окислителем ракетного топлива, испаряясь, создает подобный эффект.

На вертикализации работают всего 23 человека (именно столько насчитала Марина). Потом уже к ним присоединяются еще человек сто — весь следующий день идет проверка, доводка и т. д. Вся ракета как новогодняя елка обвешана красными ярлычками Removebefore Flight («Снять перед полетом») — это те агрегаты и технологические отверстия, которые проверяют, продувают и т. п. Фраза очень известна и даже превратилась в устойчивое выражение.

— А вот теперь ракету освящает православный священник. На мой вопрос: а как же насчет других конфессий (например, в этом же экипаже летит араб), все пожали плечами…

Много еще интересного рассказала нам Марина Ковалева, наблюдавшая за подготовкой и стартом корабля «Союз МС-15». Например, что внешне город Байконур будто бы застрял в начале

1990-х, а ведь до ухода оттуда российских военно-космических подразделений жизнь в нем кипела. Что местные жители и роскосмосовские специалисты называют Байконур сокращенно Байк, а себя — байкерами. И что в городе действует российская общеобразовательная школа, но с аэрокосмическим уклоном. Там на уроках труда дети строят ракеты, а по ее окончании выпускников буквально расхватывают российские «космические» вузы. Но это — тема отдельного репортажа.

И тут веяние времени — селфи перед стартом. На фото — экипаж.
И тут веяние времени — селфи перед стартом. На фото — экипаж.