В поисках истинного национального наряда

В округе выявили лучших мастеров по пошиву одежды
Таинственная гора Ёрд вдохновила дизайнера на создание костюма
Таинственная гора Ёрд вдохновила дизайнера на создание костюма

Цвета для наряда вокруг нас — стоит только присмотреться
Цвета для наряда вокруг нас — стоит только присмотреться

Из глубины веков в настоящее и будущее смогли попасть конкурсанты окружного конкурса костюма. Усть-Ордынский национальный центр художественных народных промыслов провел мероприятие, в котором были представлены традиционные костюмы и их стилизация, в режиме онлайн. Как создавались коллекции мастеров и какие работы смогли удивить жюри, читайте в нашем материале.

Новые правила

Сегодня редко можно увидеть на улицах городов и сел нашей страны людей в национальной одежде, но благодаря конкурсам, направленным на возрождение многовековой культуры, можно прикоснуться к истории. Правда, в этом году решили обойтись без очных мероприятий. Центр художественных народных промыслов нашел другой способ, как поддержать мастеров и выявить новые талантливые имена по конструированию и пошиву одежды. В новых реалиях конкурс перешел в дистанционный формат.

Согласно условиям, в нем смогли принять участие модельеры, дизайнеры одежды, творческие мастерские и творческие коллективы по изготовлению костюмов, мастера декоративно-прикладного творчества и даже любители. Возраст — от 18 лет и старше.

Творческий порыв конкурсанты реализовывали в трех номинациях. Первая — народный костюм, отражающий локальные особенности и традиционные технологии изготовления. Вторая — современный костюм в стиле авангард, стилизация и прет-а-порте. Одежда должна отвечать требованиям современной моды, при изготовлении используются инновационные технологии, материалы, но при этом сохраняются традиционные особенности и колорит. И третья номинация — кукла в национальном костюме, которая должна быть полностью авторской, размером не менее 25 см. Обязательным условием было наличие собственного эскиза, созданного не ранее 2018 года.

Авторы отправляли заявку, эскизы и фотографии работ. Таким образом, свои творения на конкурс представили 18 художников и мастеров из Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа.

Изначально мероприятие планировали провести в формате выставки, как это было сделано в прошлом году в рамках международного фестиваля «Алтаргана». Но с каждым месяцем конкурс переносился на неопределенный срок, и тогда было решено придать ему новый формат, и как говорят организаторы, это никак не помешало авторам во всей красе показать свою работу. Кто-то даже смог поучаствовать впервые, а кто-то продемонстрировал свой профессиональный рост.

— Все работы достаточно качественные и интересные. Сразу чувствуется, что наши мастера вышли на новый уровень. Например, если смотреть на стилизацию, то наш мастер Людмила Пономарева из Эхирит-Булагатского района представила свою новую войлочную коллекцию, которая совершенно преобразилась. Видно, как она активно поработала с этим материалом, почувствовала структуру войлока. Открытием для нас стала Надежда Николаева из Нукутского района. Она никогда не принимала у нас участие. Художник представила стилизованный костюм: очень качественный, хорошо сшитый и интересный по композиции. Были и постоянные участники, но с новыми работами. Среди них, к примеру, Галина Бальбурова. Все члены жюри отметили, что до этого у нас не было такой замечательной, оригинальной куклы. Но и другие участники представили не менее качественные и увлекательные работы, — отметила Виктория Банаева, художник, искусствовед, кандидат исторических наук.

Сердечко на память

Коллекция Людмилы Пономаревой уже радовала глаз зрителей. Ее дизайнер представляла на международной неделе моды Aspara fashion week в Казахстане и на этническом показе в Москве.

— В этом конкурсе я представила три работы — валяние на шелке с шерстью. С различными волокнами и тканями: это и маргеланский шелк, и шелковая тафта, и многие другие. Вышла такая валяная коллекция. Назвала я ее «Тажеранские степи». Особый упор делала на юбки. Они фатиновые, но к ним я приваляла шерсть, и получилась имитация трав на черном фоне. Обычно у меня так и происходит — я работаю с тканью, создаю что-то интересное, а уже потом смотрю, что из этого получается, какая выходит модель.

Дает подсказки Людмиле при создании таких необычных образов сама природа. Именно она подсказывает ей цветовую гамму и даже формы. Как говорит женщина, это все лежит на поверхности, стоит лишь присмотреться. Например, идея победившей коллекции родилась на Ёрдынских играх.

— Меня вообще очень привлекают Ёрды и вся эта местность —  горы, цвета вокруг. А когда начинаешь изучать историю данного места, то все переплетается и вдохновение приходит само по себе.

Производственный процесс занимает достаточно много времени. Особенно валяние. Людмила Пономарева немного приоткрыла нам завесу своей домашней мастерской и рассказала, что в такие моменты происходит в работе.

В комнате у мастера стол метр 80 на метр 70. И чтобы раскроить платье на 42—44-й размер, изначально шаблон выкройки нужно умножить на два. К примеру, если талия 60 см, то на шаблоне будет 120. Зачем такие большие полотна? Все из-за усадки. Капризная шерсть садится, тянет за собой шелк, и изделие становится меньше. Таким образом, процесс получается затратным не только по времени, но и по финансам. Если понадобилось изделие из одного метра шерсти, то покупать нужно два. Можно создать что-то из готового материла, и так проще, но, как говорит дизайнер, неинтересно.

Таким нелегким, но интересным делом Людмила Пономарева занимается уже более шести лет. И именно валяние изменило ее жизнь кардинально — начиная с места жительства и заканчивая сферой деятельности.

Несколько лет назад у Людмилы было небольшое ателье, она сотрудничала с ТЮЗом, шила костюмы для маленьких детишек. Туда же, в ТЮЗ, ходила танцевать ее дочь. В ту пору для ребят и их родителей в театре устраивали мастер-классы: профессионалы вместе с мамами и детьми погружались в творчество. Именно там Людмила первый раз прикоснулась к шерсти и сваляла небольшое сердечко.

— Тогда я впервые увидела весь этот процесс, — вспоминает Людмила. — Узнала, что, оказывается, шерсть бывает и цветной. Сердечко, которое я сделала там, до сих пор со мной, как некий символ. А вот дочку привлекло другое занятие.

После мастер-класса валяние стало для одним из самых любимых дел для Людмилы. Позже, поднаторев, она стала участвовать в конкурсах. После победы на одном из таких центр дополнительного образования Усть-Орды пригласил мастера поработать в поселке.

— Родина всегда манила меня, и после переквалификации я получила образование и уже третий год работаю с детьми в СОШ № 2, а с этого года — в гимназии и коррекционной школе Иркутска. Веду кружок «Теплые ладошки». Стараюсь заразить своим творчеством детей. И уже видны результаты, — с радостью подмечает Людмила.

Останавливаться на достигнутом мастерица не собирается. Впереди уже наметки на новую коллекцию.

— Хочу с весны поработать со льном, — поделилась Людмила. — Я хотела бы, чтобы одежду в бурятском стиле было удобно носить. Я очень рада, что в последнее время мы стали развивать свои традиции, и уже видно, как на какие-то праздники, свадьбы, юбилеи люди надевают традиционную одежду. Мне хотелось бы, чтобы это плавно перешло и в повседневную жизнь. И желательно, чтобы использовались только натуральные материалы: шерсть, лен, хлопок, шелк.

Как рассказала Людмила, она постоянно ищет материалы, изучает всю возможную литературу, пытаясь воссоздать именно настоящий бурятский костюм.

Черты не спрятать

Так же тщательно к изготовлению коллекции подходят и другие мастера. Прежде чем начать работу, Аюна Романова читает много книг, ходит по музеям и старается собрать информацию о народе по крупицам — чтобы максимально приблизиться к историческому костюму. На конкурс автор отправила коллекцию зимней и летней одежды.

А вот Галине Бальбуровой ни в какие книги заглядывать не нужно. Ее куклы сами по себе получаются пропитанными особым национальным духом. В работах у мастера есть и татарские, и бурятские, и русские барышни, но, как признается сама Галина, все на одно лицо, с бурятскими чертами.

В этом конкурсе победила именно такая работа. Умиротворенный пастух присел отдохнуть с рюкзаком на стог сена, прищурился и смотрит вдаль на свое стадо — так объяснила свою работу автор. Кстати, до конкурса эту куклу не видел никто. Изготовила ее искусница еще летом, а одела только перед конкурсом: в яркую клетчатую рубаху, штаны и шляпу.

Сейчас в процессе изготовления еще одна кукла — барышня-дворянка XIX века.

— Но и у нее уже вырисовываются скулы и бурятские черты. Ничего не поделать, — смеясь, говорит Галина.

Увидеть  работы мастеров можно на сайте Центра народных промыслов.

Приглядывающий за стадом пастух из Осинского района
Приглядывающий за стадом пастух из Осинского района