В обход городов и поселков
Федеральные трассы с каждым годом становятся все безопаснее, перемены на них происходят только в лучшую сторону. В списке особенных новостей — исчезновение всех гравийных разрывов на дорогах Приангарья, капитальный ремонт участков тракта, проходящего через Усолье-Сибирское и Тулун, появление обхода Иркутска и Шелехова и многое другое. Сегодня у дорожников еще одна хорошая новость: весной в области стартует строительство дороги в обход поселков Чистые Ключи и Моты. Этот участок Култукского тракта начнется у развязки обхода Иркутска и Шелехова, пройдет слева от имеющейся трассы (если ехать из Иркутска) и выйдет ровно к новой дороге, которую в народе называют обходом тещиного языка. Строители планируют увеличить радиус опасных поворотов и сократить уклон проезжей части. Как говорят в Упрдоре, этот объект сравним со строительством обхода Иркутска: он будет оснащен двумя путепроводами, несколькими мостами и т. д.
— В 2019 году на этом отрезке были зарегистрированы 32 ДТП, — рассказывает Сергей Кокоуров, начальник отдела капитального строительства ФКУ Упрдор «Прибайкалье». — В авариях пострадали 32 человека, пятеро погибло, поэтому наша задача — привести дорогу, пролегающую по горной местности, к нормативному состоянию, что многократно повысит безопасность проезда по ней.
Проект строительства готов, впереди реализация: новый участок станет короче существующего почти на километр, протяженность его составит 19,3 км. Проезжая часть будет соответствовать II категории дорог, ее ширина — 7,5 метра, а расчетная скорость может доходить до 120 км/ч. Вместе с обочинами дорожное полотно раскинется на 15 метров в ширину. Кроме того, на трассе возведут путепровод, два моста через реки Нижние Моты и Каторжанка и подземный пешеходный переход для удобства пешеходов, идущих из СНТ «Алюминщик» в поселок Моты. Завершить объект планируют осенью 2024 года. Расчетная стоимость дороги — более пяти миллиардов рублей.
Пока обход поселков Чистые Ключи и Моты ждет итогов аукциона, на котором будет разыграно право на его строительство, в области вовсю идет работа на трех других масштабных объектах.
Пожалуй, самый грандиозный из них — обход Усолья-Сибирского и Тельмы. Об этом проекте «Пятница» рассказывала читателям уже не раз: четырехполосный 43-километровый участок I категории пройдет левее имеющегося тракта (если ехать из Иркутска). Работы там начались в августе 2019 года: дорожникам предстоит построить шесть транспортных развязок, пять мостовых со-
оружений, пять путепроводов, барьерное ограждение, два надземных пешеходных перехода и четыре автобусных остановки, 29 км линий электроосвещения.
— Территория для новой дороги уже размечена, на местах ведется устройство земляного полотна, — перечисляет Сергей Викторович. — Вырубаются деревья, выкорчевываются пни, снимается растительный слой, перемещается грунт. Весной начнется забивка свай для мостов через реки Тельминку, Биликтуйку и Целоту, а пока для этого подготавливаются площадки, параллельно ведутся и другие работы.
Одним из важных пунктов являются археологические изыскания в районе Мальты. Как известно, рядом с поселком обнаружена стоянка древнего человека: археологам предстоит масштабный труд — изучить и поднять артефакты на площади 60 тысяч квадратных метров, которые отведены под застройку. Подобные же работы необходимо провести и в районе реки Биликтуйки. Тут площадь исследований гораздо меньше — всего 553 квадратных метра. На археологические изыскания из общей суммы проекта в почти 17 млрд рублей направлено 435 млн.
— Площадь, отведенная под будущую дорогу, составляет 436 гектаров, из них около половины занимала растительность. Большая их часть уже спилена и складирована для будущей реализации. На заболоченных территориях ведется замена грунта, так называемая выторфовка — всего на протяжении 43 километров нового участка трассы «Сибирь» заменят около 400 тысяч кубометров слабого грунта, — сообщили в Упрдоре.
Впереди еще много работы, а проехать по трассе можно будет осенью 2024 года.
На втором месте по протяженности — обход поселка Тулюшка и деревни Трактовой. Это будет дорога II категории шириной 7,5 метра с обочинами в 3,75 метра, которая растянется на 14,6 км и пройдет слева от существующего тракта (если ехать из Иркутска).
— На трассе оборудуют пять автобусных остановок, более семи км линий освещения, около 10 км дорожного ограждения, а также один мост через речку Или и один путепровод, который позволит больше не задерживаться у железнодорожного переезда — все машины теперь поедут над железнодорожными путями, — продолжает Сергей Кокоуров. — Полная стоимость всех работ — чуть больше 2,3 млрд рублей.
Работы на обходе Тулюшки и Трактовой начаты в июле 2019 года и продлятся до сентября 2022-го.
Третий объект длиной около 10 км — «обход тещиного языка». Это часть Култукского тракта, которая станет заменой так называемого байкальского серпантина. Основные, самые сложные этапы здесь уже позади. В 2020-м, завершающем году строительства рабочие продолжат заниматься устройством дорожной одежды и приступят к обустройству дороги — установкой дорожных знаков, сигнальных столбиков, и уже осенью автомобилисты смогут пользоваться трассой.
Сам «тещин язык» тоже ждут перемены: часть его останется, а другая будет рекультивирована. Отрезок трассы от поворота на Подкаменную и дальше (если ехать из Иркутска) будет передан местному муниципалитету и станет, по сути, подъездным путем к поселку. Для удобства в районе 58-го километра существующей магистрали дорожники построят съезд, который соединит старый тракт, соответствующий IV категории, с новым — это уже будет дорога II категории.
Другой, почти 8-километровый участок пути с опасными изгибами и крутыми подъемами будет рекультивирован. Летом рабочим предстоит снять и вывезти асфальтобетонное покрытие, дорожную одежду толщиной около 40 см и разработать земельное полотно. «По правилам, мы должны восстановить естественный рельеф местности, засеять территорию соснами, а затем передать уже рекультивированный участок в министерство лесного комплекса Иркутской области, — объясняет Сергей Викторович. — Также рекультивации подлежит километровый отрезок существующей дороги, который останется незадействованным после устройства съезда для жителей Подкаменной».
В Упродоре отмечают, что у спортсменов была идея оставить эту дорогу для велогонок, автомобильных соревнований, однако сделать это не представлялось возможным, ведь кто-то должен был принять объект на баланс, но желающих не нашлось — содержать его слишком дорого.
Цифры и факты
В 2020 году в Прибайкалье выполнят ремонт, капитальный ремонт, устройство слоев износа и поверхностную обработку дорожного полотна на 28 объектах федеральных автодорог А-331, Р-255 и Р-258. Таким образом, к нормативному состоянию приведут более 200 километров.
К дорожно-строительному периоду 2020 года необходимо заготовить более 600 тысяч кубометров скального грунта и щебня.
На асфальтобетонных заводах за сезон подрядные организации произведут 250 тысяч тонн горячих смесей.
На ближайшее время в Упрдоре запланирована реконструкция заларинской транспортной развязки. Стоимость работ около 1,2 млрд рублей.
Строительство обхода Тулуна откладывается предположительно до 2025 года.