В обход городов и поселков

Сегодня в «Пятнице» — последние новости с дорожных строек Иркутской области
Текст: Ирина Покоева , Фото: автора и из архива Упрдор «Прибайкалье» , Пятница , № 8 от 6 марта 2020 года , #Общество , ФКУ Упрдор «Прибайкалье»
Автомобилисты уже обратили внимание на работы, начавшиеся вдоль тракта за Китойским мостом в районе поворота на деревню Старая Ясачная в Усольском районе. Дорожники объясняют — строители готовят территорию для строительства двухуровневой развязки, которая станет началом 43-километрового обхода поселка Тельма и города Усолья-Сибирского. На этом кадре мы видим перемещение грунта — дорожники выравнивают площадку для будущей дороги
Автомобилисты уже обратили внимание на работы, начавшиеся вдоль тракта за Китойским мостом в районе поворота на деревню Старая Ясачная в Усольском районе. Дорожники объясняют — строители готовят территорию для строительства двухуровневой развязки, которая станет началом 43-километрового обхода поселка Тельма и города Усолья-Сибирского. На этом кадре мы видим перемещение грунта — дорожники выравнивают площадку для будущей дороги

Строительство нового участка дороги на 47-м и 56-м километрах Р-258 «Байкал», который в народе называют обходом тещиного языка, началось весной 2018 года, а уже в октябре 2020-го мы сможем им пользоваться. Читатели «Пятницы» знают, что новый 10-километровый путь строится справа от существующего (если ехать из Иркутска). Кстати, старая опасная трасса будет закрыта вплоть до поворота на Подкаменную (если ехать из Иркутска). Более того, все слои дороги на этом участке будут разобраны и вывезены, а территория рекультивирована и передана в лесхоз
Строительство нового участка дороги на 47-м и 56-м километрах Р-258 «Байкал», который в народе называют обходом тещиного языка, началось весной 2018 года, а уже в октябре 2020-го мы сможем им пользоваться. Читатели «Пятницы» знают, что новый 10-километровый путь строится справа от существующего (если ехать из Иркутска). Кстати, старая опасная трасса будет закрыта вплоть до поворота на Подкаменную (если ехать из Иркутска). Более того, все слои дороги на этом участке будут разобраны и вывезены, а территория рекультивирована и передана в лесхоз
Так, слева от существующей дороги (если ехать из Иркутска) пройдет новый отрезок пути, который уведет весь транзитный транспорт из населенных пунктов Тулюшка и Трактовая. В 2019-м дорожники приступили к устройству водопропускных труб и отсыпке земляного полотна. В этом году здесь планируется начать строительство путепровода через железную дорогу в районе Тулюшки. Сейчас на существующем переезде автомобилистам приходится стоять от нескольких минут до часа и более, чтобы пропустить поезда. Строительство новых 14,6 км обхода планируется закончить осенью 2022 года, что существенно сократит время в пути, а также снизит аварийность внутри поселков
Так, слева от существующей дороги (если ехать из Иркутска) пройдет новый отрезок пути, который уведет весь транзитный транспорт из населенных пунктов Тулюшка и Трактовая. В 2019-м дорожники приступили к устройству водопропускных труб и отсыпке земляного полотна. В этом году здесь планируется начать строительство путепровода через железную дорогу в районе Тулюшки. Сейчас на существующем переезде автомобилистам приходится стоять от нескольких минут до часа и более, чтобы пропустить поезда. Строительство новых 14,6 км обхода планируется закончить осенью 2022 года, что существенно сократит время в пути, а также снизит аварийность внутри поселков
На схеме видно, что обход поселков Чистые Ключи и Моты начнется у транспортной развязки обхода Иркутска и Шелехова. Затем дорога слева (если ехать со стороны Иркутска) обогнет территорию расформированной военной части и дальше пойдет почти параллельно существующей трассе, соблюдая допустимый радиус опасных поворотов и сокращая уклон проезжей части. Ширина новой проезжей части составит 7,5 м, длина — около 19,3 км. Сметная стоимость строительства, включая проектные работы, более 5,3 млрд рублей
На схеме видно, что обход поселков Чистые Ключи и Моты начнется у транспортной развязки обхода Иркутска и Шелехова. Затем дорога слева (если ехать со стороны Иркутска) обогнет территорию расформированной военной части и дальше пойдет почти параллельно существующей трассе, соблюдая допустимый радиус опасных поворотов и сокращая уклон проезжей части. Ширина новой проезжей части составит 7,5 м, длина — около 19,3 км. Сметная стоимость строительства, включая проектные работы, более 5,3 млрд рублей

Федеральные трассы с каждым годом становятся все безопаснее, перемены на них происходят только в лучшую сторону. В списке особенных новостей — исчезновение всех гравийных разрывов на дорогах Приангарья, капитальный ремонт участков тракта, проходящего через Усолье-Сибирское и Тулун, появление обхода Иркутска и Шелехова и многое другое. Сегодня у дорожников еще одна хорошая новость: весной в области стартует строительство дороги в обход поселков Чистые Ключи и Моты. Этот участок Култукского тракта начнется у развязки обхода Иркутска и Шелехова, пройдет слева от имеющейся трассы (если ехать из Иркутска) и выйдет ровно к новой дороге, которую в народе называют обходом тещиного языка. Строители планируют увеличить радиус опасных поворотов и сократить уклон проезжей части. Как говорят в Упрдоре, этот объект сравним со строительством обхода Иркутска: он будет оснащен двумя путепроводами, несколькими мостами и т. д.

— В 2019 году на этом отрезке были зарегистрированы 32 ДТП, — рассказывает Сергей Кокоуров, начальник отдела капитального строительства ФКУ Упрдор «Прибайкалье». — В авариях пострадали 32 человека, пятеро погибло, поэтому наша задача — привести дорогу, пролегающую по горной местности, к нормативному состоянию, что многократно повысит безопасность проезда по ней.

Проект строительства готов, впереди реализация: новый участок станет короче существующего почти на километр, протяженность его составит 19,3 км. Проезжая часть будет соответствовать II категории дорог, ее ширина — 7,5 метра, а расчетная скорость может доходить до 120 км/ч. Вместе с обочинами дорожное полотно раскинется на 15 метров в ширину. Кроме того, на трассе возведут путепровод, два моста через реки Нижние Моты и Каторжанка и подземный пешеходный переход для удобства пешеходов, идущих из СНТ «Алюминщик» в поселок Моты. Завершить объект планируют осенью 2024 года. Расчетная стоимость дороги — более пяти миллиардов рублей.

Пока обход поселков Чистые Ключи и Моты ждет итогов аукциона, на котором будет разыграно право на его строительство, в области вовсю идет работа на трех других масштабных объектах.

Пожалуй, самый грандиозный из них — обход Усолья-Сибирского и Тельмы. Об этом проекте «Пятница» рассказывала читателям уже не раз: четырехполосный 43-километровый участок I категории пройдет левее имеющегося тракта (если ехать из Иркутска). Работы там начались в августе 2019 года: дорожникам предстоит построить шесть транспортных развязок, пять мостовых со­-
­оружений, пять путепроводов, барьерное ограждение, два надземных пешеходных перехода и четыре автобусных остановки, 29 км линий электроосвещения.

— Территория для новой дороги уже размечена, на местах ведется устройство земляного полотна, — перечисляет Сергей Викторович. — Вырубаются деревья, выкорчевываются пни, снимается растительный слой, перемещается грунт. Весной начнется забивка свай для мостов через реки Тельминку, Биликтуйку и Целоту, а пока для этого подготавливаются площадки, параллельно ведутся и другие работы.

Одним из важных пунктов являются археологические изыскания в районе Мальты. Как известно, рядом с поселком обнаружена стоянка древнего человека: археологам предстоит масштабный труд — изучить и поднять артефакты на площади 60 тысяч квадратных метров, которые отведены под застройку. Подобные же работы необходимо провести и в районе реки Биликтуйки. Тут площадь исследований гораздо меньше — всего 553 квадратных метра. На археологические изыскания из общей суммы проекта в почти 17 млрд рублей направлено 435 млн.

— Площадь, отведенная под будущую дорогу, составляет 436 гектаров, из них около половины занимала растительность. Большая их часть уже спилена и складирована для будущей реализации. На заболоченных территориях ведется замена грунта, так называемая выторфовка — всего на протяжении 43 километров нового участка трассы «Сибирь» заменят около 400 тысяч кубометров слабого грунта, — сообщили в Упрдоре.

Впереди еще много работы, а проехать по трассе можно будет осенью 2024 года.

На втором месте по протяженности — обход поселка Тулюшка и деревни Трактовой. Это будет дорога II категории шириной 7,5 метра с обочинами в 3,75 метра, которая растянется на 14,6 км и пройдет слева от существующего тракта (если ехать из Иркутска).

— На трассе оборудуют пять автобусных остановок, более семи км линий освещения, около 10 км дорожного ограждения, а также один мост через речку Или и один путепровод, который позволит больше не задерживаться у железнодорожного переезда — все машины теперь поедут над железнодорожными путями, — продолжает Сергей Кокоуров. — Полная стоимость всех работ — чуть больше 2,3 млрд рублей.

Работы на обходе Тулюшки и Трактовой начаты в июле 2019 года и продлятся до сентября 2022-го.

Третий объект длиной около 10 км — «обход тещиного языка». Это часть Култукского тракта, которая станет заменой так называемого байкальского серпантина. Основные, самые сложные этапы здесь уже позади. В 2020-м, завершающем году строительства рабочие продолжат заниматься устройством дорожной одежды и приступят к обустройству дороги — установкой дорожных знаков, сигнальных столбиков, и уже осенью автомобилисты смогут пользоваться трассой.

Сам «тещин язык» тоже ждут перемены: часть его останется, а другая будет рекультивирована. Отрезок трассы от поворота на Подкаменную и дальше (если ехать из Иркутска) будет передан местному муниципалитету и станет, по сути, подъездным путем к поселку. Для удобства в районе 58-го километра существующей магистрали дорожники построят съезд, который соединит старый тракт, соответствующий IV категории, с новым — это уже будет дорога II категории.

Другой, почти 8-километровый участок пути с опасными изгибами и крутыми подъемами будет рекультивирован. Летом рабочим предстоит снять и вывезти асфальтобетонное покрытие, дорожную одежду толщиной около 40 см и разработать земельное полотно. «По правилам, мы должны восстановить естественный рельеф местности, засеять территорию соснами, а затем передать уже рекультивированный участок в министерство лесного комплекса Иркутской области, — объясняет Сергей Викторович. — Также рекультивации подлежит километровый отрезок существующей дороги, который останется незадействованным после устройства съезда для жителей Подкаменной».

В Упродоре отмечают, что у спорт­сменов была идея оставить эту дорогу для велогонок, автомобильных соревнований, однако сделать это не представлялось возможным, ведь кто-то должен был принять объект на баланс, но желающих не нашлось — содержать его слишком дорого.

Цифры и факты

В 2020 году в Прибайкалье выполнят ремонт, капитальный ремонт, устройство слоев износа и поверхностную обработку дорожного полотна на 28 объектах федеральных автодорог А-331, Р-255 и Р-258. Таким образом, к нормативному состоянию приведут более 200 километров.

К дорожно-строительному периоду 2020 года необходимо заготовить более 600 тысяч кубометров скального грунта и щебня.

На асфальтобетонных заводах за сезон подрядные организации произведут 250 тысяч тонн горячих смесей.

На ближайшее время в Упрдоре запланирована реконструкция заларинской транспортной развязки. Стоимость работ около 1,2 млрд рублей.

Строительство обхода Тулуна откладывается предположительно до 2025 года.

Начальник отдела капитального строительства ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Сергей Кокоуров: «В ближайшие несколько лет в Иркутской области появятся новые дороги, которые будут отвечать всем современным требованиям, что позволит снизить аварийность и травматизм». Дорожники уверены, что справятся с серьезными задачами: «У нас в регионе достаточно дорожно-строительных компаний — рабочих, техники, специалистов точно хватит, мы не сомневаемся», —  заключает Сергей Кокоуров
Начальник отдела капитального строительства ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Сергей Кокоуров: «В ближайшие несколько лет в Иркутской области появятся новые дороги, которые будут отвечать всем современным требованиям, что позволит снизить аварийность и травматизм». Дорожники уверены, что справятся с серьезными задачами: «У нас в регионе достаточно дорожно-строительных компаний — рабочих, техники, специалистов точно хватит, мы не сомневаемся», —  заключает Сергей Кокоуров