В Мишелёвке живёт дух театра

Больше века на сцене Дома культуры посёлка идут спектакли, постановки не прекращались даже во время войны
Дом культуры притягивает к себе творческих людей
Дом культуры притягивает к себе творческих людей

Светлана Николаевна Сушко
Светлана Николаевна Сушко
Драмкружок Хайтинского рабочего клуба
Драмкружок Хайтинского рабочего клуба

О театральном феномене Мишелёвки говорят — «намоленное место», «особая атмосфера». Сотрудники районного Центра театрального творчества — так теперь называется Дом культуры в посёлке — утверждают, что здание, как живое, помогает им творить, вдохновляет и поддерживает. С памятником архитектуры можно разговаривать: в ответ на человеческую речь он начинает скрипеть, постукивать, обдувать лёгким ветерком, а некоторые даже видят здесь очертания фигур. Правда это или игра воображения, но факт остаётся фактом: на протяжении ста лет здание притягивает к себе творческих людей, помогает раскрыть потенциал, и если кто-то вышел на сцену под свет софитов — уйти оттуда уже не сможет.

Рабочий посёлок Мишелёвка основали в 1869 году, когда братья Переваловы начали строить в устье реки Хайтинки фарфорово-фаянсовый завод. Купцы пригласили к себе из Иркутска печника-горновщика Николая Мишелёва, который построил здесь первый дом. По его фамилии и назвали посёлок.

Культурные интеллигенты

И производство, и Мишелёвка быстро развивались: на завод приглашали специалистов фарфорового дела из Москвы, Питера, Дулёво, Новгородской губернии, все они оставались здесь жить. Много приезжало и ссыльнопоселенцев — чехов и поляков. Интеллигенты организовали в посёлке культурную жизнь. В газетах Иркутской губернии тех лет писали: «На Хайтинской фабрике жизнь разнообразится любительскими спектаклями и семейно-танцевальными вечерами. Уже поставлены два спектакля, проводятся воскресные чтения с показом картин через волшебный фонарь». Все мероприятия проходили в разных приспособленных домах.

В 1914 году хозяином Переваловской фабрики стал Ефрем Метелёв, и при помощи управы в посёлке начали строить клуб. В 1916—1917 годах в верховьях реки Белой велась заготовка леса, его сплавляли по её течению. Плотницкие бригады вербовались по всей области. Клуб стал настоящей народной стройкой, которая завершилась к концу 1918-го. Торжественное открытие назначили на празднование Нового, 1919 года, на сцене дали «Грозу» Островского.

Здание построили как настоящий театр — с большой сценой, залом с хорошей акустикой и балконами. Сначала в клубе, которому присвоили имя Карла Маркса, находилась и школа. Днём шли занятия, вечерами рабочая молодежь занималась в кружках — духовом, музыкальном, драматическом, или физкультурных секциях. Наибольшей популярностью пользовался драмкружок, которым руководили приглашённые из Иркутска профессиональные актёры. И постепенно он превратился в молодёжный театр. Ставили «Хирургию» Чехова, «Мещан» Горького, «Власть тьмы» Толстого, выезжали с ними на гастроли в соседние сёла Бельск, Хайту, Узкий Луг.

И обязательно — ёлка

В конце 30-х годов клуб реконструировали: увеличили зрительный и читальный залы, перестроили и оборудовали комнату отдыха и красный уголок, полностью заменили оборудование сцены, получили киноаппаратуру и новый реквизит. В 1941-м в Мишелёвку из Ленинграда эвакуировали завод имени Ильича вместе с рабочими. Во время войны клуб не закрылся: в нём 3—4 раза в неделю показывали кино, проводили торжественные собрания и под Новый год обязательно ставили в зале ёлку.

После войны в посёлке начался расцвет культурной жизни. В клубе работали кружки рукоделия, радиолюбителей, физкультурный, шахматный, играли оркестры — духовой и народных инструментов. Объявления «Танцы под духовой оркестр» по вечерам пятницы и субботы с нетерпением ждали все поколения Мишелёвки.

Популярным в 70-е годы стал жанр эстрады. Зрители приходили в восторг от песен, монологов, фельетонов, сценок. Особой любовью пользовались участники вокально-инструментального ансамбля «Ритм», игравшего на танцевальных вечерах для молодёжи в клубе и летом в парке.

Театром в клубе в 50—60-е годы руководил Вениамин Рыбаков, затем Анастасия Аникина, а к концу 70-х интерес к постановкам практически угас.

«Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота…»

Новую историю театральной Мишелёвки начала писать в начале 80-х Светлана Сушко. Когда-то родители шестилетней Светы и ещё шестерых детей переехали в посёлок из Черемховского района, чтобы работать на Хайтинской фабрике.

— Но маму не взяли, что-то со здоровьем у неё было, и она устроилась в ДК сторожем, — вспоминает Светлана Николаевна. — А я и вся наша многочисленная семья помогали ей сторожить, ночевали здесь. Я сразу влюбилась в искусство, ходила во все детские кружки — драматический, кукольный, вокальный, а по ночам танцевала на сцене. Ещё в агитбригаде читала стихи.

После школы, в 1976 году, она решила, что будет поступать «на режиссёра» и поехала в Иркутск сдавать экзамены в культурно-просветительное училище.

— Я даже не думала, что в училище есть режиссура не только театральная, но и культурно-массовых мероприятий, подала заявление «на режиссёра», — говорит Светлана Сушко. — Но судьба помогла, меня зачислили куда нужно.

В училище у Светланы «обнаружили голос» — меццо-сопрано — и настаивали на учёбе в Свердловской консерватории. Но уже тогда девушка чувствовала, что ДК в Мишелёвке её не отпускает, отказалась от учёбы, вернулась домой и вышла замуж. Первым делом Светлана Николаевна организовала в ДК два театра — детский «Колокольчик» и взрослый «Контакт».

Светка с нашей улицы

— Актёры из старого состава театра ко мне не пошли, все ж меня с детства знали, Светка да Светка, и никак новоявленного режиссёра не воспринимали, — улыбается Сушко. — Тогда я пошла в фабрично-заводское училище и пригласила молодых «фазаночек». Они учились на живописцев, умненькие, вот с ними мы ставили многое — и «Горянку», и «Дом Бернарды Альбы». Многие из того состава потом сменили свои художественные профессии на театральные.

В 1999-м Светлану Николаевну назначили директором ДК. Когда появилась возможность расширить штат, она пригласила всех своих учениц, также преданно и самозабвенно любящих театр.

— К тому времени мои девочки выросли, в том числе в профессиональном плане, и когда в 2007 году я поняла, что слишком много взяла — и клуб, и два театра, то один из них — взрослый передала по наследству Елене Литовкиной, — рассказывает режиссёр. — «Колокольчик» получил звание образцового, им я занимаюсь до сих пор и с большим удовольствием. Встречаемся с ребятами 3 раза в неделю. Мои дети и внуки тоже в него ходили.

Необъяснимая сила притяжения

Светлана Николаевна рассказывает, что у здания Дома культуры огромная, необъяснимая сила притяжения. И почему так происходит — никто не знает.

— На этой сцене поставлены сотни спектаклей, здесь играли несколько поколений актёров, вероятно, от них идёт огромная энергия и оседает где-то здесь. Порой, как бы нелепо это ни звучало, со зданием хочется разговаривать, — признаётся Светлана Николаевна. — Со мной такое случалось не раз. Серьёзно. Это эмоции, захватывающие до слёз. Я как-то девочкам своим рассказала, что такое происходит, и они мне признались, что испытывают такие же чувства. А говорить о них стеснялись, думали, что у них не всё в порядке. Здание отвечает на наши признания — часто слышим шелест или скрип. Необъяснимые звуки я слышала с тех пор, когда маленькая здесь ночевала с мамой, и даже лёгкий ветерок иногда проносится, хотя двери и окна закрыты. Наша Анна Очигава рассказывала, что видит здесь силуэты.

Светлана Сушко и сотрудники ДК предполагают, что в здании живёт дух театра.

— Он нас оберегает, нацеливает на новые дела, теребит — не даёт работать пресно, заставляет выискивать нестандартные решения и фантазировать, — говорит Светлана Николаевна. — Благодаря духу театра нам всем хочется работать, творить и удивлять зрителя.

1919 год. Здание только что построено
1919 год. Здание только что построено
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments