В Иркутске на Лунной поляне за микрорайоном Ерши отпраздновали Комоедицу

Годовой круг во времена Древней Руси начинался с марта. Березозол, березень, сухий, протальник, зимобор, свистун, пролетье — так в разных местах славяне называли этот месяц. 1 марта — первая встреча весны.

Встречали весну у воды. Большинство весенних обрядов, посвященных встрече весны, проводили девушки. Они собирались поутру на берегу реки. Если она освободилась ото льда, то входили в воду по пояс, становились в тесный круг и, держась за руки, заклинали весну. В тех же землях, где река не вскрылась, девушки встречали весну у проруби, умывались из нее, три раза погружались в прорубь и катались по земле. 

В старые времена заклички весны в эти дни совершались в каждой деревне непрерывно. Гукать весну люди поднимались на возвышенность, будь то холм, пригорок, дерево или крыша дома. И в воздухе над землей стояло непрерывное, переносящееся от деревни к деревне, гулкое гуканье, слышались распевы. С помощью гуканья люди пытались помочь земле пробудиться, чтобы та поскорее за свой род принималась. Протяжное гуканье создавало определенные звуковые вибрации, будящие землю, природу. По рассказам стариков, когда летели такие гуканья от деревни к деревне с вершин холмов, земля начинала буквально дрожать.

21 (22) марта, со дня весеннего равноденствия, начинался цикл весенних празднеств. День весеннего равноденствия — время пограничное, период смены природных циклов. И в это время для человека важна собственная перенастройка, смена восприятия и жизненного биоритма, чтобы продолжать гармоничное сосуществование в едином организме природы. Этому помогали весенние мистерии.

Одно из древнейших названий весенних празднеств сохранилось в Белоруссии — Комоедицы. «Ком» — одно из названий медведя в праславянском языке. Праздник Комоедиц получил свое название в честь пробуждающегося после зимней спячки хозяина леса. Просыпался в эти вешние дни в лесу медведь, выбирался из берлоги. Верили исстари, что по медвежьему хотенью зима студеная длится. «Как повернется медведь на другой бок, так и зиме до весны ровно половина останется». Весеннее пробуждение природы также зависело от пробуждения медведя. А если медведь долго просыпаться не захочет, то и весна придет поздняя, холодная. Потому и устраивали медвежий праздник, песнями, музыкой, шумом, смехом будили медведя — хозяина леса. Жрецы в эти дни устраивали пляски в медвежьих шкурах, танцевальными движениями имитируя движения пробуждающегося зверя. Это магическое действо также должно было мистически повлиять на священного зверя, выманить его из берлоги.

Комоедицы начинались поминовением предков, а заканчивались поминками-тризной по богине зимы и смерти Морене. Тут был и обрядовый пир с блинами (требище), и тризна справлялась: проводили кулачные бои, захват снежного городка.

В день весеннего равноденствия зима кончается, весна начинается. А потому конец (смерть) древней богини зимы — Морены — отмечали в соответствии с древней погребальной традицией.

В языческой древности время празднования Комоедиц — Масленицы — продолжалось две недели. В 1698 году патриарх сократил время праздника до восьми дней.

Комоедицы во многом схожи с Масленицей. Одно из отличий — неизменная дата празднования Комоедиц — 21 (22) марта. Масленицу же, как известно, в разные годы отмечают по-разному — от середины февраля до середины марта.