В Иркутске будут укладывать новый вид асфальта

В текущем году дороги областного центра покроют 30 тысяч тонн щебеночно-мастичного асфальтобетона
Дмитрий Бердников ознакомился с производством и отметил, что важно внедрять новые технологии, которые будут эффективны в наших климатических условиях.
Дмитрий Бердников ознакомился с производством и отметил, что важно внедрять новые технологии, которые будут эффективны в наших климатических условиях.

В лаборатории тщательно контролируют производство асфальтобетонного покрытия.
В лаборатории тщательно контролируют производство асфальтобетонного покрытия.

В понедельник мэр города Иркутска Дмитрий Бердникова посетил асфальтобетонный завод (АБЗ), расположенный на улице Ширямова. Год от года предприятие наращивает обороты, в 2019 году АБЗ планирует произвести 110 тысяч тонн асфальтобетонной смеси. В течение трех лет на заводе проходила планомерная модернизация, осваивались новые технологии, итогом этой работы стали не только выросшие объемы производства, но и новый продукт с блестящими характеристиками — щебеночно-мастичный асфальтобетон, способный выдержать испытание тяжелым грузовым транспортом.

«Такой асфальт нам нужен»

По словам Дмитрия Бердникова, собственное производство асфальта крайне важно для города. С помощью лаборатории завода можно контролировать качество асфальтобетонного покрытия как на раннем этапе работ, так и на стадии проверки готовой дороги.

При посещении завода в глаза бросаются огромные кучи щебня разного цвета.

— Предприятие на 100% готово к сезону, — рапортует директор МУП «Иркутскавтодор» Михаил Чайковский. — Завезено около 8 тысяч тонн инертных материалов, 4 тысячи тонн мраморного щебня для производство минпорошка. Хранилище битума вместимостью 200 тонн полностью заполнено.

— Постоянный запас битума позволяет обеспечивать бесперебойную работу завода, а значит, и проведение дорожных работ, — отметил мэр города.

За последние три года в пере­оборудование лаборатории завода было вложено более 4 млн рублей. Заведующая лабораторией контроля качества Гертруда Карпец рассказала о новом для предприятия продукте — щебеночно-мастичном асфальтобетоне (ЩМА).

— Рецепт не изменился, — рассказала Гертруда Анатольевна, — но появился важный ингредиент — стабилизирующая добавка. Эта добавка нужна, чтобы битум не стекал с зерен щебня. Добавка — это целлюлозные волокна, они распределены в асфальте и являются своеобразным скелетом, который улучшает качественные характеристики дорожного покрытия — вязкость, гигроскопичность.

— Насколько добавка улучшает качество асфальта? — задал вопрос Дмитрий Бердников.

— Думаю, на 50% точно, — ответил Михаил Чайковский. — Применение ЩМА позволяет увеличить срок службы дорожного покрытия, его устойчивость к перепаду температур и интенсивному потоку транспорта.

По словам Гертруды Карпец, в прошлые годы в Иркутске укладывали асфальт В типа, который на 30% состоит из щебенки.

— Конечно, он не выдерживал нагрузки, — говорит специалист, — в жаркое время битум разогревался, появлялась колея. Проблема в том, что по нашему городу проходит много тяжелого грузового транспорта, для асфальт типа В это большое испытание. Поэтому в Иркутске стали делать упор на тип А — это многощебеночные (80% щебня) устойчивые смеси, прочность которым и придает целлюлозное волокно.

— Летом битум не будет плыть, как вода. Такой асфальт будет стоять, — дополнила Гертруда Карпец.

— Такой асфальт нам и нужен, — подчеркнул Дмитрий Бердников. — Это здорово, что вы постоянно модернизируете лабораторию, применяете новые технологии. Сегодня перед нами стоят очень серьезные задачи, год от года мы наращиваем объемы по ремонту и реконструкции дорог. Тот асфальт, который мы укладывали в прошлом, нам не нужен, это пустая трата времени и денег. Поэтому так важно внедрять новые технологии, которые будут эффективны в наших климатических условиях.

Сэкономили благодаря местному производству

Во время осмотра промышленной площадки Михаил Чайковский обратил внимание мэра на оборудование под названием «скип», представляющий собой саморазгружающийся короб, служащий для подъема сыпучих и мелкокусковых грузов.

— Это оборудование выполнил иркутский завод дорожных машин, — рассказал Михаил Чайковский. — Хорошо иметь возможность загружать свои местные производства, деньги остаются в регионе. Кроме того, удалось существенно сэкономить средства — оригинал обошелся бы нам в 7—8 млн рублей, иркутский завод сделал за 1 млн.

— Уже испытали? — спросил мэр.

— Да, все отлично работает.

За последние три года асфальтобетонный завод заметно обновился.

— Мы модернизировали мельничный комплекс, который производит минпорошок, — продолжил Михаил Чайковский. — Раньше работали с поставщиками, периодически были сбои в поставках. Обновив мельничный комплекс, мы решили две задачи — повысили рентабельность завода и наладили независимость производственного процесса. Также установлен новый сушильный барабан, который позволит нам избежать аварийных ремонтов, увеличить производительность АБЗ и продлить срок его эксплуатации на 20 лет.

Производительность завода и стабильность работы помогло увеличить введение трансформаторной подстанции на 1000 киловатт. На сегодняшний день готовы к работе новая установка, которая производит щебеночно-мастичный асфальтобетон, и битумоплавильная установка, которая позволяет избежать перебоев с битумом.

Почти 30 км нового покрытия

В этом году на асфальтобетонном заводе будет произведено более 110 тыс. тонн асфальтобетонной смеси. 30 тыс. тонн щебеночно-мастичного асфальтобетона планируется уложить на улицах города — это 70% от общего количества верхнего покрытия запланированных к ремонту дорог.

В 2019 году в Иркутске реализуется национальный проект «Без­опасные и качественные автомобильные дороги». В рамках проекта запланирован ремонт 31 участка протяженностью почти 30 км, в том числе реконструкция улицы Култукской и строительство нового участка улицы Баумана.

— В городе уже начались работы по реализации проекта, — рассказал Михаил Чайковский, — ведется геофизическая съемка, работа с ресурсными организациями — с Иркутскэнерго по тепловым сетям, с водоканалом и связистами. С данными организациями мы работаем более двух месяцев, проводим совещания, составляем графики, чтобы все работы проходили четко, без накладок.

— Программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги» набирает обороты, — отметил Дмитрий Бердников. — И мы не прекращаем работу по поиску оптимального качества асфальтобетонной смеси. Нужно идти в ногу со временем.

В этом году на асфальтобетонном заводе будет произведено более 110 тыс. тонн асфальтобетонной смеси.
В этом году на асфальтобетонном заводе будет произведено более 110 тыс. тонн асфальтобетонной смеси.