В гости со своими продуктами
Рыбные деликатесы, шампиньоны и хлебобулочные изделия, произведённые в Иркутской области, стали хитами прошедшей в конце ноября в Улан-Баторе очередной универсальной выставки «Ворота в Азию». Монгольский потребитель на ней голосовал тугриком. А как сегодня в целом обстоят наши внешнеторговые отношения с ближайшим соседом?
Для начала — немного цифр. В последнюю пару лет они вполне позитивные: по итогам прошлого года товарооборот между нашими странами вырос сразу почти на половину — до 1368 млн долларов (+46,9%). Иркутская область, которую с Монголией связывают многие десятилетия традиционного сотрудничества во всевозможных сферах, также в плюсе. Причём, как утверждают российские эксперты, эти торговые взаимоотношения имеют значительный потенциал для развития. Но тут существует одно «но»…
Будут и автомобили, и самолёты
Не надо быть большим аналитиком, чтобы заметить, что структура наших торговых потоков имеет значительный перекос в одну сторону. К примеру, из Сибирского федерального округа в Монголию экспортируются нефтепродукты, металлы, удобрения, оборудование и пищевые продукты. В обратную сторону — мясо и субпродукты, соль, сера, одежда и т. п. Только соотношение объёмов экспорта и импорта просто несопоставимо — 96,4% и 3,6%.
— На данное время мы импортируем слишком мало монгольских товаров. Это, конечно, не соответствует тому глубинному пониманию взаимных преференций, которые должны существовать именно в торговле, — в беседе с нашим корреспондентом говорит торговый представитель России в Монголии Максим Васильев. — Обязательно нужно увеличивать поставки традиционной монгольской продукции на наш рынок. Это относится к мясу и мясопродуктам. Очень высококачественный кашемир в Монголии, который, как вы знаете, лучший в мире; продукция из кожи, шерсти и т. д. Нам нужно искать возможности для роста импорта.
По словам торгпреда России, сейчас на долю российских нефтепродуктов приходится порядка 62% экспорта в Монголию. Поэтому удельный вес продукции минерального происхождения необходимо сокращать и увеличивать объёмы экспорта машинотехнической продукции, сложной техники.
— Кроме сельхозтехники будем продвигать продукцию российского авиапрома — тот же «Сухой суперджет». Есть небольшой, но замечательный проект модернизации известного нашего «кукурузника» — Ан‑2. Здесь, на территории Монголии, этот самолёт может быть востребован, и не только в народном хозяйстве. Вполне вероятны его поставки в Китай, Вьетнам, Индонезию и другие страны. Есть ещё подобные нишевые проекты — развитие поставок нашей автомобильной техники: «Лада», УАЗ, ГАЗ — они также находятся в сфере внимания торгпредства. Поставлена задача: опережающими темпами увеличивать экспорт в Монголию высокотехнологичной, несырьевой продукции по сравнению с общим увеличением экспорта России, — делится планами торгпред.
Степи с сельхозуклоном
Но поставки самолётов и автомобилей — это пока будущее, хотя и ближайшее. А переоснащение монгольского парка сельхозтехники — дело сегодняшнего дня. Страна в последние годы взяла чёткий курс на активное развитие сельского хозяйства. Скотоводство здесь имеет многовековые традиции, полезных ископаемых — почти вся таблица Менделеева. А вот выращивать пшеницу, распахивая бескрайние степи, нужно ещё учиться.
— Для нашей страны сейчас весьма важное значение имеет развитие агропромышленного комплекса, — утверждает генсекретарь Национальной торгово-промышленной палаты Монголии Э.Оюунтэгш. — Нам нужна сельскохозяйственная техника из России. Потому что очень многие местные специалисты — аграрники и зоотехники — учились в вашей стране, знают эту технику. Нужно повышать квалификацию этих специалистов. Кроме того, сейчас у нас реализуется национальная программа оздоровления скота. В этом вопросе российская сторона также нас поддерживает и поставляет вакцины, но нужно переобучать и наших ветеринаров. А что касается приграничного сотрудничества, то в последнее время активно работаем с Иркутской и Новосибирской областями по импорту зерновых и комбикормов.
Кстати, этот сельхозуклон явно проступил в июне на крупнейшем за последние годы совместном мероприятии «Российско-монгольская инициатива» (РМИ-2018), которое прошло в самом центре Улан-Батора. Тогда на главной площади столицы Монголии рядами расположились новые модели самой разнообразной российской сельхозтехники. Комбайны, тракторы, самоходные опрыскиватели и сеялки — подобные агрегаты и в таком количестве только в исключительных случаях могут оказаться в самом центре столицы любого государства.
По окончании той выставки министерство продовольствия, сельского хозяйства и лёгкой промышленности Монголии выкупило всю представленную сельхозтехнику.
«Ворота в Азию» открылись вновь
Организаторы универсальной выставки российских товаров «Ворота в Азию» — компания «Бизнес-контакт» и Национальная торгово-промышленная палата Монголии — решили тему продолжить и развить. Ноябрьскую 29-ю выставку также посвятили агропромышленной сфере, сельскому хозяйству и пищевой промышленности. К общению в рамках мероприятия пригласили минсельхоз Иркутской области и предпринимателей, чья деятельность связана с этим сектором экономики.
Приехала и целая делегация руководителей территорий Иркутской области — из Куйтунского, Осинского, Качугского, Тулунского, Слюдянского районов, а также из Свирска. В таком количестве и с желанием понять, как можно муниципалитету выйти на рынок соседнего государства, мэры в этой выставке участвовали впервые.
Но всё же основными экспонентами стали компании, представившие региональную пищевую промышленность: Иркутский хлебозавод, СПХ «Окинский», рыбоперерабатывающее предприятие Ольги Шарпинской из Ангарска, а также компании — поставщики зерновых и рапса.
Механизмы и прицепы для заготовки фуража собственной конструкции презентовал иркутский предприниматель Сергей Беляев. Далее — ферма по выращиванию шампиньонов из Шелеховского района и ряд строительных и производственных фирм. Один из стендов заняла Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория. Рядом — коллеги с Иркутской городской станции по борьбе с болезнями животных.
Кроме иркутян свои экспозиции развернули и бурятские компании (конфеты, мёд, шоколад), а также несколько компаний из других регионов — Барнаула, Красноярска и других.
— Знаете, как сегодня говорят наши монгольские друзья? «Много лет наши страны дружат, а торговый оборот небольшой. Россия — наш стратегический партнер, но 70% внешнеторгового оборота у Монголии приходится на Китай. Мы бы хотели другого соотношения — дальнейшего роста сотрудничества с вашей страной». Поэтому мы уже более полутора десятилетий прикладываем все усилия, чтобы российские компании могли закрепиться на рынке Монголии, а монголы не отказывали себе в привычке приобретать качественные товары и продукты, сделанные в России, — подводит итог выставки её организатор Александр Сидоров.