В Бильчире сто лет назад читали Толстого и Жюля Верна

Из небольшой сельской школы вышли выдающиеся выпускники 

120 лет исполнилось одной из старейших школ Осинского района Усть-Ордынского Бурятского округа — Бильчирской средней школе им. М.Н.Хангалова. История школы уникальна. В связи с отменой крепостного права и развитием рыночных отношений Сибирь стала объектом повышенного внимания. Необходимость экспансии подкреплялась реформой образования. Правительство не препятствовало созданию училищ по инициативе бурятского населения. Содержались они за счет общества согласно Положению о начальных и народных училищах. То есть государство их не финансировало. 

Статус училища

В 1884 году в селе Гыртуй открылось миссионерское училище, а в селе Оса и улусе Бульжухай Улеского хушуна Балаганского уезда — вольные школы. Обучались в них дети состоятельных родителей. Местные сельские общества в дальнейшем не смогли содержать школы, т. к. было много трудностей, и они закрылись. Затем, согласно положению 1889 года по утверждению православного учения и христианской нравственности среди инородцев, открылись церковно-приходские училища. Например, в Бильчире оно открылось в 1890 г. и в 1899 г. было преобразовано в инородческое приходское училище. Рядом открылись Кахинское (1901 г.), Онгоевское (1899 г.), Онгосорское (1896 г.), Янгутское училища. В 1900 году населением близлежащих улусов было построено школьное здание, которое претерпело не только ряд ремонтных работ, но и дважды переносилось. Вначале место было выбрано между двумя большими улусами — Бильчиром и Наймагутом, недалеко от впадения реки Обусы в реку Осу. Это место называлось Шутхалан. Школа была единственной на всю округу — Обусинскую, Улейскую и частично Осинскую долины.

В 1905—1906 гг. благодаря усилиям общественности училище было преобразовано в Бильчирское Николаевское двухклассное с шестилетним курсом обучения. Для того чтобы разобраться в статусе образовательных учреждений того времени, разделим их на уровни. Самый низкий уровень — первый — включал в себя 1-й, 2-й, 3-й классы со сроком обучения 2—3 года. Еще ниже стояли школы грамоты со сроком обучения 2 года. Второй уровень — министерские училища, часть приходских училищ, 2-классные церковно-приходские, 2-классные частные и др. Здесь было семилетнее обучение.

Третий уровень начальных училищ — уездные, многоклассные. Здесь было трехгодичное обучение, а в городских 6-летнее. Приходские училища не нужно смешивать с церковно-приходскими.

Зарплата учителя 

Учителя приходских училищ при поступлении получали денежное пособие в размере 1/3 годового оклада. Как вспоминает учитель нашей школы В.А.Зараченсков, он получал 140 рублей. По истечении 25 лет службы учителя получали пенсию, полный оклад, причем независимо от того, продолжают они работу или выходят на пенсию. (Матвей Николаевич Хангалов получал пенсию 50 рублей.) Учителю приходского училища присваивался чин 14-го класса (коллежский регистратор), право в парадных случаях носить мундир со шпагой. Сейчас это смешно, а в царское время было довольно серьезно, ведь по одежке встречали. В приказах писали: «Уволен в отставку с мундиром и пенсией». Чиновник исключался из податного сословия, т. е. не платил налогов, которыми облагалось население, и не мог быть подвергнут телесным наказаниям.

Итак, Бильчирское 2-классное училище. Бюджет его слагался из двух частей: государственного и местного хошунского. На средства государственного приобретались наглядные пособия. Распоряжался средствами государственного бюджета инспектор народных училищ Балаганского уезда. Списки (заявки) составлялись заведующим училища и учителями. Местный бюджет брал на себя расходы на отопление, ремонт здания, изготовление новой мебели, поддержание частоты, оплату сторожам, квартирным учителям, пособия ученикам-беднякам. Бюджет принимался на хошунском сулгане и иногда проходил тяжело, что называется со скрипом. Сулган иногда затягивался до двух ночи, по воспоминаниям В.А.Зареченскова.

Окончившие начальные школы в улусах Матаган, Орлок, Красный Орлик, Гыртуй, Наймагут, Кутанка, Обуса могли продолжать обучение во втором классе Николевского училища. Ученики размещались на частных квартирах и частью в общежитии. В нем было тесно, сыро, грязно. Первыми бурятскими учителями-профессионалами были М.Н.Хангалов, окончивший в 1876 г. учительскую семинарию города Иркутска. Церковно-учительскую семинарию окончили М.Амагаев, В.А.Зареченсков, В.Хамаганов, Н.Хазагаев. Иркутское сельскохозяйственное училище, педкласс при нем окончили и последующие учителя. Кузницей учительских кадров был уездный Балаганск, затем Бохонское училище. Из Балаганска один-два раза в год приезжал инспектор народных училищ. Он присутствовал на уроках каждого учителя, беседовал с ними по методике проведения уроков и результат записывал в книгу посещений (она была прошнурована, с печатью). Знакомился также с протоколами педагогического совета, оказывал помощь в хозяйственных вопросах. «Инспектор не проявлял никаких начальнических замашек», — пишет в своих воспоминаниях В.А.Зареченсков.

Известные выпускники 

Каникулы были с 24 декабря по 6 января, на Масленицу отдыхали 3 дня, пасхальные каникулы — 3 недели. Летние каникулы начинались 15 мая. К этому времени заканчивались экзамены в 1-м и 2-м классах, т. е. в 4-м и 6-м отделениях. Экзамены проводились педагогическим советом во главе с директором М.Н.Хангаловым. Вопросы задавал ведущий учитель, а члены комиссии — не более 1—2 вопросов. По воспоминаниям первых учителей, за время своего существования училище выпустило немало не только грамотных, но и общественно-политический деятелей. Например, Данчинов, окончив учительскую семинарию, работал прокурором Бурят-Монгольской АССР. 

М.М.Сахьянова уехала в Санкт-Петербург на женские курсы, стала соратницей В.И.Ленина, секретарем партийной организации Путиловского завода в Петербурге, была делегатом партийных съездов. М.Н.Амагаев работал ректором Института востоковедения в Санкт-Петербурге, затем членом правительства Монголии. Р.Н.Амагаев окончил университет в Москве, а также другие известные личности — Филиппов, А.Н.Хазаркина, Иван Амагаев.

По воспоминаниям учителей того времени, в Бильчир приходила почта 1—2 раза в неделю. Газеты, журналы получали пачками на 10—12-й день после их выхода в Петербурге. Это «Биржевые ведомости», журналы «Нива», «Вокруг света», «Сатирикон», «Жизнь для всех», а также литературные приложения к ним Л.Н.Толстого, В.Короленко, Жюля Верна, Писемского и др. Читать было что.

В то время священником в Бильчире был отец Никонор. Работали кооперативные товарищества. Во время каникул выезжали в Иркутск, посещали театр, делали покупки. В свободное время ставили спектакли. С 1924 года на базе Бильчирской школы была создана районная опорная школа (РОШ), охватывавшая 10 школ. В 1929—1930 гг. она была реорганизована в школу крестьянской молодежи с семилетним обучением, в 30-х годах преобразована в неполную среднюю школу. В 1949 году она стала средней школой.

С Бильчирской школой связаны имена и судьбы многих известных людей не только в Сибири, но и в стране, а также за рубежом. Особое место принадлежит, конечно, нашему выдающемуся директору — М.Н.Хангалову. Это он, выходцев из нашего села, заложил фундамент национальной интеллигенции, которая укрепляла государственность Бурятии, Монголии, России. Это он, ученый с мировым именем, прославил свою малую родину. О нем есть много статей, исследований. И он заслуживает отдельного разговора на страницах печати, как и многие другие педагоги и выпускники.

В судьбе каждого человека есть своя школа, которая является истоком становления всесторонне развитого человека. Для наших учеников школа — это второй дом, а учителя — вторые мамы. Здесь замечательные учителя — добрые, понимающие, терпеливые.

Современная жизнь диктует новую школу, нового ученика, нового учителя. Бильчирская школа всегда соответствовала и соответствует этим требованиям благодаря поиску новых форм и методов обучения, творческому подходу к работе и учительскому мастерству. Возглавляет школу Валентина Борисовна Хартанова. Педагогический коллектив активно участвует в конкурсах профессионального мастерства, подтверждает результатами государственной итоговой аттестации, поступлением и обучением в вузах хорошие знания. Большая часть учителей — вчерашние выпускники. Они идут по стопам своих наставников. Бильчирская школа пользуется заслуженным авторитетом в районе и округе. Ее педагогический коллектив отличается творческой активностью по внедрению прогрессивных результативных инноваций. В школе созданы хорошие условия для учебы, спорта, внеурочной развивающей деятельности и культурного досуга учащихся. Основанная 120 лет назад, МБОУ «Бильчирская СОШ» ныне хранит и приумножает славные традиции отечественного образования и стремится к новым успехам и достижениям.

Н.Г.Гудкова, отличник просвещения, преподаватель истории и обществознания

Эта фотография хранится в архиве Бильчирской школы. Снимок сделан в 1901 году. Вот так более чем сто лет назад выглядела знаменитая школа, директором которой был выдающийся этнограф Матвей Хангалов.
Эта фотография хранится в архиве Бильчирской школы. Снимок сделан в 1901 году. Вот так более чем сто лет назад выглядела знаменитая школа, директором которой был выдающийся этнограф Матвей Хангалов.