Уроки стёжки из Германии
Фестиваль, посвящённый квилтингу — стёганым полотнам из лоскутков, собрал увлечённых этим видом рукоделия. В пятницу и субботу женщины, забыв про сбор урожая на даче, жадно внимали приглашённым на мероприятие мастерам — Юлии Доценко из Нижнего Новгорода и Биргит Шуллер из Германии. Эксперты международного уровня рассказали, как правильно нарезать лоскутки и настроить швейную машинку, какие лучше брать ткани и наполнители и каким узором простёгивать блоки изделия. Обсуждали и такую важную тему, как сделать, чтобы любимое хобби могло стать источником дохода.
Пэчворк — это лоскутное шитье, и его главная цель — получить готовое изделие из разных кусочков ткани. Квилт — трёхслойное изделие (основная ткань, уплотнитель и подклад), главная красота которого заключается в стёжке различными узорами на швейной машинке или вручную. Квилтинг как искусство имеет почти тысячелетнюю мировую историю. Впервые трёхслойная одежда появилась в Китае, оттуда распространилась в другие страны Востока. Европейцы познакомились с ней во времена крестовых походов и переняли опыт: простёганные рубашки облегчали ношение доспехов. В Новый Свет квилт попал вместе с переселенцами в XVII веке. Тогда дефицит тканей закрепил традицию изготавливать изделия из лоскутов. С течением времени узоры усложнялись, и каждая мастерица старалась создать одеяло или одежду со своим особенным сочетанием цветов. Наши русские прабабушки тоже старались изготавливать одеяла из разных кусочков ткани, и расхожее мнение, что пэчворк — это изделия из старых тряпочек, бытует до сих пор.
— Я руковожу школой пэчворка уже 16 лет, и за это время количество увлечённых им людей сильно возросло, — рассказывает Юлия Доценко. — Безусловно, за эту тенденцию нужно поблагодарить Интернет: социальные сети дали возможность и для прямого общения рукодельниц, и для онлайн-включений со всевозможных фестивалей. Постепенно люди перестают ассоциировать пэчворк и квилт с запасами из бабушкиных сундуков и шитьём одеял из остатков тканей, начинают понимать, что это искусство.
— В Германии ситуация примерно такая же, интерес к квилтингу развивается, — говорит Биргит Шуллер. — Я тоже всегда стараюсь объяснить молодым, что это путь к своей индивидуальности, возможности быть самому себе дизайнером, особенно если делать одежду или какие-то проекты, они будут более эксклюзивны, чем брендовые вещи по заоблачным ценам.
В СССР на уроках труда девочек учили шить. Школьницы должны были освоить обязательный набор: фартук, ночная рубашка и нижнее бельё. Сейчас ученицы среднего звена тоже изучают шитьё на уроках технологии, но создают разные посильные вещи.
— В школах Германии такого предмета, как «Труд», где девочек учили бы шить, нет. Есть различные программы, такие как свободный урок или факультатив, где дети могут научиться чему-то вне учебного плана, так организуют в том числе швейные классы, — сравнивает Биргит Шуллер. — Зато в немецких школах есть предмет «Искусство», где учат рисовать.
Мама Биргит работала профессиональной швеёй и никогда не разрешала своим детям подходить к швейным машинкам — чтобы целы были и те и другие. Но Биргит очень хотелось создавать вещи своими руками, и, когда ей исполнилось 18 лет, она серьёзно поговорила с мамой и получила доступ к машинке. Так девушка сшила свои первые шорты. Поступив в университет, Биргит сняла квартиру, где — о чудо! — стояла швейная машинка. Хозяйка жилья любезно разрешила студентке ею пользоваться, и Биргит увлечённо строчила текстильный декор для дома — подушечки, салфетки, коврики.
— Когда у меня появилась дочка, а потом и сын, я стала шить им детскую одежду. В годик сын серьёзно заболел, так что пришлось оставить работу переводчика и ухаживать за ним, — рассказывает Биргит. — В это время я купила журнал по рукоделию со статьёй о пэчворке и заинтересовалась. Это был 2001 год, в Интернете ещё не было такого количества уроков, курсов, поэтому пришлось искать всё самой. А к 2005-му я уже научилась делать стёжку больших одеял и покрывал.
Биргит рассказывает, что пэчворк и квилтинг дают широкие горизонты для творчества и саморазвития и она получает удовольствие от того, что может выразить в проектах свои эмоции. Для творчества семья госпожи Шуллер выделила ей целую комнату, где стоит необходимый набор оборудования. И шкаф с тканями, конечно.
— Сейчас у меня новая тенденция, я всё больше ухожу в сторону арт-квилтинга, для которого нужны не принтованные ткани, а однотонные, — рассказывает мастер. — Его изюминка состоит в комбинировании тканей одной цветовой гаммы, например от розового до тёмно-бордового. Обращаюсь к дизайнерам, которые красят ткани, да и сама уже научилась колорировать, так можно добиться нужного для проекта оттенка.
Самыми качественными тканями для пэчворка и квилтинга считаются американские хлопки — они долговечны, не садятся и не линяют. Но и стоят дорого. В Европе работают лишь несколько компаний, производящих ткани. Китайские хлопки — лотерея: как себя поведут, неизвестно. В России широко распространены хлопковые ткани из Иваново, дизайны очень симпатичные, но вот о высоком качестве говорить пока не приходится.
— В Иркутске я ещё не успела походить по магазинам, но обязательно это сделаю. По крайней мере, здесь я заметила большой ассортимент и ткани, и пряжи, — улыбается Биргит, мечтательно обводя взглядом полки магазина «Всё для шитья и рукоделия», организатора фестиваля «БайкалКвилт». — Обязательно домой что-нибудь увезу.
Кроме одеял, покрывал, панно и других проектов Биргит Шуллер время от времени шьёт одежду. Обычно это празднично-торжественные вещи или исключительно для конкурсов и фестивалей, которые всегда выставляются на манекенах.
— Мне нравится делать одежду, которую можно носить, и я обязательно надеваю её на свои выставки и показы, — говорит Биргит и показывает, что её сегодняшнее платье она тоже сшила сама. Конечно, оно украшено стёжкой.
Юлия Доценко сегодня тоже в платье, сшитом своими руками, но признаётся, что создание одежды увлекает её меньше, чем пэчворк и квилтинг.
— Меня радует, что становится всё больше увлечённых людей, и на наш фестиваль «ВолгаКвилт» мы стараемся привлекать как можно больше молодёжи, — делится Юлия Доценко. — Результаты есть: люди перестали шить «в шкаф». На выставках каждая рукодельница понимает для себя, что она уже умеет, а чему ещё нужно поучиться. Ведь как получается: сначала мы шьём простое одеяло, потом такое же — друзьям или родственникам, это уже опыт. Фестиваль — следующий этап. А потом уже можно и нужно продавать свои изделия. Не все могут себе позволить вкладывать несколько тысяч в один проект. И когда дома лежат несколько сшитых тобой одеял, а муж спрашивает, не слишком ли дорого нам обходится твоё увлечение, значит — пора монетизировать своё хобби.
Юлия объясняет: цена готового изделия складывается из стоимости ткани, наполнителя, количества затраченного времени, мастерства швеи и качества стёжки:
— Если шить, например, из дешёвой российской бязи, то готовое одеяло или покрывало может стоить порядка 6000 рублей, но его эксплуатация не выдерживает никакой критики: несколько стирок — и в мусорку. Красивые простёганные одеяла нужны для прямого использования, а значит должны служить несколько лет и выдерживать бесконечный цикл стирок. Одеяло из американского хлопка с качественным наполнителем будет стоить порядка 25 000 рублей. Свои изделия я продаю по цене от 8000 рублей за квадратный метр. Но при правильном использовании они могут достаться и внукам.
Сообщества увлечённых квилтингом — не массовые, но зато международные. Языковой барьер не мешает мастерицам понимать друг друга. Многие ученицы и Юлии, и Биргит вливаются в дружные ряды, делятся своими проектами, вместе участвуют в разных мероприятиях и даже путешествуют.
Биргит уже побывала и давала свои мастер-классы в Америке, Австралии, Дубае, Индии, Англии, Франции, почти во всех странах Европы. В России она второй раз — в прошлом году учила хитростям стёжки женщин Санкт-Петербурга. В Иркутске после официальных мероприятий Биргит с мужем уехали знакомиться с Байкалом. Озеро никого не оставляет равнодушным, и вполне возможно, что в следующих проектах немецкой мастерицы появятся синие байкальские мотивы.