Уроки русского

Иркутянка Виктория Бурдуковская — учительница в третьем поколении
Текст: Ольга Игошева , Фото: из архива героини материала , Копейка , № 21 от 17 июня 2020 года , #Жизнь
Виктория Владимировна с внучками
Виктория Владимировна с внучками

«У меня вопрос выбора профессии даже не стоял, — говорит Виктория Владимировна Бурдуковская. — Хотя однажды, после 8-го класса, мне захотелось стать работником культпросвещения, чтобы поехать в деревню и поднимать там культуру. Но к 10-му классу стало понятно: поступать буду только в пединститут». Сначала она хотела быть учителем музыки, потом — физкультуры, потому что активная школьница и музыкой занималась, и в баскетбол за город играла. Пришло время сдавать экзамены — и Виктория выбрала то же направление, что и её мама, — русский язык и литературу.

Начало семейной династии учителей положила бабушка Виктории Владимировны, Александра Николаевна Карпова. Она родилась в деревне Заборье Киренского района, вышла замуж и уехала в Усть-Киренгу. Когда началась война, учить детей стало некому — все ушли на фронт. Тогда Александре Николаевне пришлось взять эту почётную обязанность на себя. В то время в деревне была только начальная школа, а из предметов — чтение, письмо, арифметика.

Александра Карелина проработала в школе 10 лет. Ей предложили получить профильное образование, чтобы продолжать учить ребят, но она отказалась.

Её дочь, Тамара Давыдовна Садохина, поступила в Киренское педагогическое училище в 1953 году. После его окончания пошла в школу вожатой: руководила хором, играла на балалайке, занималась делами пионерской организации, праздниками, дружинными сборами.

— Потом заочно окончила Иркутский пединститут, где проучилась 8 лет, потому что я у неё родилась, и преподавала в школе № 3 города Киренска русский язык и литературу, — рассказывает Виктория Владимировна. — Я маму практически не видела. Училась в той же школе, где она работала, и нас, детей педагогов, держали в строгости. Нельзя было двойку получить — тут же вызывали в учительскую: «Как вы посмели! Вы же дети учителей!» Но с нами не было проблем, мы учились хорошо, были активистами.

К 10-му классу девушка поняла, что хочет быть учителем, как мама и бабушка. Поколебавшись немного — музыка или физкультура, выпускница выбрала третье: русский язык и литературу.

— В июле мама привезла меня в Иркутск, показала общежитие пединститута, столовую на улице Горького, сказала: «Вот здесь ты будешь жить, вот здесь, — обедать» — вспоминает Виктория Владимировна. — Перед экзаменами я прошла курсы, но к самим испытаниям практически и не готовилась: в школе с нас так строго спрашивали, что многое из литературы я знала наизусть. Историю почитала, по немецкому тоже великолепные педагоги были. Четыре экзамена — и я в институте. Волновалась, когда объявляли баллы: набрала проходной, но желающих учиться — три человека на место! Это был 1977 год. Да и в большой город Иркутск это был первый мой выезд: обычно наше лето проходило в Усть-Киренге, у бабушки, я успела побывать только в Волгограде и Москве с классом и с родителями ездила на море.

На втором курсе у Виктории случилась большая любовь. На свадьбе у знакомых она встретилась взглядом с одним из гостей и поняла, что это судьба. Чувства были взаимными, и в конце 4-го курса Вика вышла замуж за студента мединститута. Брак помог ей остаться после распределения в Иркутске. Молодого специалиста направили в школу № 65 работать вожатой и вести русский и литературу. Правда, как начинающему педагогу, дали всего один класс.

— Пионерскому движению в те годы уделялось большое внимание, — рассказывает Виктория Владимировна. — Мы устраивали грандиозные сборы в огромном актовом зале, всё это было здорово. Я работала до 1984 года, а потом ушла в декрет.

Через полтора года, когда время декрета закончилось, Виктория решила ещё немного побыть со своей дочкой рядом и устроилась в детский сад, куда пошла Настя. Вскоре глава семьи окончил ординатуру, ему дали направление на Север, в Новую Игирму Нижнеилимского района.

— Там у нас родилась вторая дочка, Саша, — говорит Виктория Владимировна. — Ей исполнился год, и мы решили отдать её в садик. Взяли Сашу туда по двум причинам: муж обязался обследовать детей как врач, а дочка сдала свое-образный экзамен — показала, что сама умеет ходить на горшок, держать ложку и одеваться.

Виктория Владимировна собралась на работу в школу, но учителя по русскому и литературе были не нужны. Зато требовался педагог по истории в 5-й класс. Что делать? Посмотрев программу, мама двоих детей согласилась.

— Тогда в 5-м классе изучали Россию с древности до современных строек, то есть краткое изложение истории нашей страны. Учебник был интересный, и у меня всё получилось, — вспоминает Виктория Владимировна. — Но я проработала недолго, потому что муж отправился в армию в Читинскую область, а я, как жена декабриста да с двумя детьми, — за ним. Тогда не хватало космических врачей, и единственная кафедра, где их готовили, была в Иркутском мединституте. А через год его сократили, и мы вернулись в Железногорск-Илимский. Там прожили 7 лет. Я работала в школе, но однажды меня уговорили перейти в инспекцию по делам несовершеннолетних. Хватило на два с половиной года: было морально тяжело, когда видела, как живут дети в неблагополучных семьях. В итоге поняла, что я всё-таки учитель, и вернулась в школу.

В 1996 году главу семьи позвали работать в Иркутск, в горздрав, и семья переехала снова. Виктория Владимировна устроилась по специальности в школу № 49 и с тех пор, вот уже 24 года, жить без учеников не может.

— Учитель русского языка и литературы, завуч по учебно-воспитательной работе, учитель, завуч по научно-методической работе и снова учитель, — смеётся педагог. — Административная работа, как оказалось, это не моё. Было время, когда ушла работать на курсы гражданской обороны инструктором. Дело в том, что я не умею работать просто: на уроке выкладываюсь полностью и через какое-то время выгораю. Мне нужно восстановиться, а потом с новыми силами я возвращаюсь и сворачиваю горы.

В этом году у Виктории Владимировны выпускной 11-й класс. Четвёртая четверть далась непросто не только ученикам, но и учителям.

— Компьютер я освоила ещё в 1997 году, когда эта техника только-только входила в нашу жизнь. А тут мы столкнулись именно с дистанционным обучением. Одной из проблем стало отсутствие у детей компьютеров и даже телефонов, — объясняет Виктория Владимировна. — Но мы нашли выход из положения: с 11-м классом решали тесты, писали сочинения. Обязательными были консультации онлайн. Я и сейчас их провожу, несмотря на отпуск, так как экзамены у детей только в июле. Все дети работали хорошо: заваливали меня домашними заданиями, присылали и на почту, и в электронный журнал, и в Вайбер. Умудрялись читать наизусть, пересказывать текст. Первый месяц у меня на работу уходило не менее 12 часов. Потом мы научились организовывать своё рабочее время. Я очень надеюсь, что 1 сентября мы все пойдём в привычную нам школу, когда мы с детьми увидим друг друга, будем общаться вживую, ибо никто и ничто не заменит настоящего педагога!

Накануне 8 Марта Виктории Бурдуковской вручили знак «Почётный работник воспитания и просвещения РФ»
Накануне 8 Марта Виктории Бурдуковской вручили знак «Почётный работник воспитания и просвещения РФ»