Урок как постановка

В Иркутске стартовал проект для школьников «Театральный класс», открывающий тайны закулисья
Театральный герой Терёшечка приехал к первоклассникам СОШ № 9, чтобы увидеть рисунки детей и написать письмо для другого персонажа — бегемота Бантика
Театральный герой Терёшечка приехал к первоклассникам СОШ № 9, чтобы увидеть рисунки детей и написать письмо для другого персонажа — бегемота Бантика

В будущем ребята смогут сами показывать спектакли, соберут свой кукольный чемоданчик и проведут мини-гастроли, а в «Аистёнке» для каждого возраста подберут свой репертуар
В будущем ребята смогут сами показывать спектакли, соберут свой кукольный чемоданчик и проведут мини-гастроли, а в «Аистёнке» для каждого возраста подберут свой репертуар

Для Иркутска театральный проект — новинка, ничего подобного до сих пор не было. Для начала на конкурсной основе определили пять классов из разных школ города, которым предстоит познакомиться не только со спектаклями, но и со всеми аспектами работы «Аистён­ка», а затем они создадут свои небольшие театры в каждой школе. Мы побывали на театральных уроках и узнали, можно ли подружиться со сказоч­ными персонажами.

Жизнь — игра

Чтобы определить участников программы «Театральный класс», организаторы объявили конкурс: классные руководители будущих первоклашек писали эссе, в которых рассуждали о театре, его роли в жизни ребёнка и высказывали свои предложения о совместной работе. Многие преподаватели ходят со своими учениками в театр, а некоторые даже используют кукольное искусство в развивающих занятиях.

— Мы попробовали создать театр с четвероклассниками в прошлом году, — рассказала Татьяна Геннадьевна Буйневич, педагог начальных классов из школы № 39. — Я веду вне­урочные занятия по программе «Выразительное чтение», в рамках которых ребята создали театр теней: через экран при помощи света показывали первоклассникам сказки «Колобок» и «Три поросёнка». И с первоклассниками мы уже начали изучать теневой театр: ребята вырезали птичек на праздник «День синички», показывали их через экран, рассказывали стихи о птицах, а в конце все вместе мы повесили кормушки для птиц во дворе. Сейчас дети очень плохо говорят, театр же помогает развить речевые навыки и мелкую моторику.

За партой с Терёшечкой

«Театральный класс» начался с посвящения в зрители. Все пять классов пригласили в «Аистёнок», где в фойе их уже ждали интерактивы: рассказывали о гриме, показывали кукол разных систем и фокусы... Когда дети всё посмотрели, к ним на моторе воображения прилетел Антуан де Сент-Экзюпери. Следом за ним вышли музыканты — и началась дискотека с живой музыкой, игрой света и шоу мыльных пузырей... Первым спектаклем по программе детям показали «Терёшечку», а после в школе на классном часе они обсуждали спектакль и сделали рисунки понравившихся героев. Затем Терёшечка приехал в гости в каждый класс, он привёз конверты, чтобы дети написали письма для бегемота Бантика. Бегемот, получив письма, пригласил их на следующий спектакль.

В театре, на «Метёлыче и Бантике», прежде чем первоклашки заняли места, им показали разнообразных кукол, которых можно было потрогать и попробовать ими управлять. И в самом спектакле ребята, помогая Бантику отвлечь Метёлыча и успокаивая волшебную, но эмоциональную метлу дворника, «оживляли» разных кукол.

Дети в классе очень общительные, наперебой рассказывают о себе: кто-то был в театре три раза, кто-то пять, а один мальчик целых восемнадцать раз! Но как театр свою постановку на Синичкин день они не определяют — непросто поверить в то, что ты тоже можешь быть актёром…

Программа продолжится и в среднем, и в старшем звене, зритель будет расти вместе с театром.

— Школа и театр — это места взросления ребёнка, становления его как личности, и нам хотелось бы пройти этот путь вместе с нашими маленькими зрителями, — отметила Маргарита Подкорытова, куратор проекта, заместитель директора по зрителю областного театра кукол «Аистёнок». — Театр — это волшебство, которое мы создаём своими руками. Через искусство, через кукольных героев, через истории дети знакомятся с искусством театра.

Таким образом «Аистёнок» не только воспитывает будущего зрителя, но и создаёт уникальное культурное пространство, в котором дети познают мир, размышляя над главными жизненными ценностями.