Уличные музыканты

И библиотечный рок-н-ролл по-иркутски
Текст: Андрей Королев , Фото: Екатерины Поздняковой , СМ Номер один , № 20 от 23 мая 2019 года , #Культура
Прозвучали инструментальные гитарные пьесы. Сергей исполнил и редкие песни неуличного формата — «Мама» и «Колыбельная».
Прозвучали инструментальные гитарные пьесы. Сергей исполнил и редкие песни неуличного формата — «Мама» и «Колыбельная».

Публики было немного, и заметно было четкое разделение на двадцатилетних и тех, кому ближе к пятидесяти.
Публики было немного, и заметно было четкое разделение на двадцатилетних и тех, кому ближе к пятидесяти.

В минувшую субботу в библиотеке имени Уткина на улице Чехова в Иркутске прошла творческая встреча с уличным музыкантом Сергеем Хакимовым, которого чаще именуют Хукером. Публики было немного, и заметно было четкое деление на двадцатилетних и тех, кому за сорок или ближе к пятидесяти. Все по-тургеневски: «Отцы и дети». Зрители так подобрались, будто заранее знали, что услышат и произведения классики, и рок-н-ролл, и Иоганна Себастьяна Баха, и композиции группы «Пинк Флойд».

Колея со смыслом

О многом на той встрече хотелось поговорить и вспомнить. Когда-то на центральном телевидении специально придумали программу «Музыкальный ринг». Там у артиста можно было спросить все, что пожелаешь. Спрашивали. Выслушивали разные мнения. А потом все как-то сместилось в другие сферы…

Формат иркутских «Субботних вечеров на Чехова, 10» показался новой старой колеей, по которой можно прокатиться и с ветерком, и со смыслом. А Хукер удивил многих. Но обо всем по порядку.

Ведущий, классического вида интеллигент в очках и с пузиком, поведал о том, что с самого основания библиотеки в ней поселился и уже более 30 лет живет его величество рок-н-ролл. И мало кто помнит, что еще в 1987 году здесь, в библиотеке на Чехова, находилась «Рок-лаборатория», в которую входили музыканты по крайней мере из двух иркутских групп — «Дребезги» и «Джем».

В просторном читальном зале можно днем читать книжки, а вечером слушать музыку. В нашем городе этой традиции уже больше тридцати лет. Опыт областной юношеской библиотеки переняла и областная научная библиотека имени Молчанова-Сибирского — также стала приглашать музыкантов выступать в своих свободных холлах. Не знаю, как обстоят дела с рок-н-роллом в других городах России, а у нас в Иркутске в храмах науки и культуры с рок-н-роллом давно дружат.

Принимали в субботу Сергея Хакимова тепло, кричали «Браво!» сразу после первой песни. Выступление Хукера разделилось на две части, между которыми состоялся интересный разговор с просмотром видеосюжетов о жизни уличных музыкантов.

Например, всем интересно было узнать, сколько зарабатывает уличный музыкант, но спросить об этом на улице как-то неудобно, да и вряд ли ответят.

Тяжелая жизнь Стинга

Выяснилось, что и Стинг в молодости выступал в метро и заработал 40 фунтов, а совсем недавно в Америке ему набросали за час 16 долларов. А скрипач Джошуа Белл выступал инкогнито в метро в Штатах, играл на скрипке Страдивари стоимостью $3,5 млн и за 45 минут собрал всего 32 доллара. Певица Изабель Жоффруа призналась журналистам, что они втроем зарабатывали на улицах Парижа в среднем 60—90 евро, но однажды удалось дотянуть до рекордной суммы в 450 евро за один день.

Виолончелист Миша из Хабаровска, иногда его можно слышать в Иркутске на улице Урицкого, авторитетно подтвердил, что такое возможно и он как-то раз сумел собрать 40 тысяч рублей за день — это те же 450 евро.

Но в среднем в Иркутске за час или два сегодня городские артисты зарабатывают по одной тысяче (10—15 долларов). Сергей Хукер добавил, что максимально во Владивостоке с гуляющей публики «снял сливки» в сумме 3,5 тысячи рублей, а затем долго ходил с полными и оттянутыми мелочью карманами, как Гаврош с патронами.

Вспомнили и Эдит Пиаф, которая была уличной артисткой в третьем поколении. Не только ее мама и папа выступали на улице, но и бабушка работала артисткой бродячего цирка. Городской артист, уличный музыкант Владимир Комендаров со знанием дела заявил, что у нас «крыша» не нужна, так как по Конституции граждане имеют право на творческое самовыражение, и никакие патенты не нужны. Пока не нужны. Но к осени готовится законопроект о городских артистах, и сейчас в сети идет голосование по этой законодательной инициативе.

В общем же собравшиеся заключили, что благоволение иркутян к уличным артистам сегодня находится на уровне мировых показателей.

Из истории уличного рока

О первом уличном выступлении музыкантов в Иркутске историю поведал Виталий Петров, звукорежиссер ИГТРК и бас-гитарист рок-группы «Млечный Путь». Было это в апреле 1988 года, тогда нужно было продавать билеты на рок-фестиваль в политехе. И рокеры решили совместить приятное с полезным: и билеты распространить, и сыграть для прохожих.

Тогда на улице Урицкого пели и играли Егор Елшанский из «Хижины Мельника», Вадим Мазитов из «Берега», Алексей Рыбаков из «Млечного Пути», Роман Гаврилин, Антон Тихонов из «Принципа Неопределенности».

А Андрей «Кэпс» Пивоваров снял ковбойскую шляпу и стал собирать деньги. Он стал первым в истории Иркутска «аскером» — так называют помощника уличного музыканта, собирающего в шляпу деньги со зрителей. В результате и билеты тогда на рок-фестиваль распространили, и денежек заработали. Немного, правда, но на связку бубликов хватило! Это была разовая акция.

А первым иркутским профессиональным уличным музыкантом в начале 1990-х стал Владимир Кормилицин. Соло-гитарист группы «Сэкит» тогда стал регулярно зарабатывать на улице.

Спят рыбешки Хукера

Сергей «Хукер» Хакимов стал выходить на улицу во второй половине 1990-х и к своей зарплате сварщика в двести рублей за вечер мог тогда прибавлять до тысячи рублей. Заработки сильно увеличились, когда Сергей стал балансировать на трубе с барабаном, как опытный циркач. Так его и запомнили многие горожане.

«Публику надо удивлять, и она оценит твой труд и изобретательность», — говорит музыкант. Сергей всегда выступал один, без аскера. И не раз приходилось бегать за «сборщиками налогов», которые норовили умчаться в туманную даль с заработком артиста.

В этом году на улице Сергей выступал всего один раз, годы берут свое. Да и здоровье уже не то — в сердце вставили «пружинку». «Я теперь киборг», — шутит Хукер.

Помимо известных, ударных хитов про иркутских музыкантов Рената Баязитова и Руслана Лозинского автор в тот вечер исполнил гимн «Фестивалю, которого нет». Прозвучали инструментальные гитарные пьесы. Сергей исполнил и редкие песни неуличного формата — «Мама» и «Колыбельная».

А в конце вечера не хотелось расходиться — не наговорились. Теплую атмосферу старались продлить, фотографировались на память с легендой. Брали автографы. Художник Аделина Копыльцова подарила Сергею его портрет. Но субботний вечер в библиотеке подошел к своему логическому завершению и уступил место ночи музеев.

Гостем следующего «Субботнего вечера на Чехова, 10» 25 мая станет легендарный Сергей Шалыгин. В прошлом году его группе «Продолжение следует» исполнилось сорок лет. Наш рок-классик исполнит свои песни и песни на стихи Николая Рубцова.

О многом на той встрече хотелось поговорить и вспомнить...
О многом на той встрече хотелось поговорить и вспомнить...