Улетевшие в вечность
Для России всегда существовала военная угроза с Востока. Позже и СССР принял ее «по наследству». Угроза стала реальной: бои на озере Хасан и реке Халхин-Гол подтвердили худшие опасения. Но подготовка уже шла полным ходом.
За Уралом вставали авиационные заводы: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре (при каждом заводе — испытательные аэродромы). Именно здесь — по всему тревожному юго-восточному рубежу — надо было строить военные самолеты, чтобы тут же, если придется, их ремонтировать. Заводы прочно стянула цепочка аэродромов (особенно густо их было в Амурской области и в Приморье).
Навсегда остались молодыми...
В Иркутской области таких — сугубо военного назначения — построили три: в Усть-Ордынском (вспомогательный), на 39-м имени Сталина авиазаводе (испытательный) и за Усольем — близ реки Белой (Южный и Северный учебно-тренировочные).
С началом войны здесь летчики стали обучаться новой технике: Иркутский авиазавод освоил выпуск бомбардировщиков Пе-2. Увы, не все полеты завершались благополучно. Но свидетелей тех трагедий уже не осталось, как не осталось военных могил на деревенских кладбищах. И уже казалось, что события уходят в забвение.
Но спустя более 70 лет имена павших удалось установить.
За декабрь 1941-го по декабрь 42-го года на Белой произошло 15 катастроф, в которых погибли 36 человек. Этот печальный перечень перенесен из архивов…
2 декабря 1941 г., район аэродрома Белая. Самолет СБ № 14/к. Экипаж 23 ЗАП: пилот сержант Дмитрий Петрович Коваленко 1920 г. р. — жив, стрелок-бомбардир (так иногда называли штурманов. — Прим. авт.) сержант Иван Тихонович Вощинкин 1918 г. р. — погиб, стрелок-радист сержант Владимир Георгиевич Артамонов 1917 г. р. — ранен. При наборе высоты потерял горизонт, перешел в снижение и врезался в землю.
1942 год. 4 января. Аэродром Усть-Ордынского. Самолет Пе-2 № 2502. Экипаж 8 ББАП: пилот младший лейтенант Михаил Константинович Шуриков, штурман мл. лейтенант Ф.М.Федоренко. Ошибка при взлете, потерял скорость, перешел в пикирование и врезался в землю.
14 марта. Северный аэродром Белой. Самолет Пе-2 № 11018, выпуск 28.02.1942 г. Экипаж 38 БАП: пилот мл. лейтенант Петр Андреевич Хлынов — ранен, стрелок-бомбардир сержант Михаил Игнатьевич Гусев 1919 г. р. — погиб.
При взлете не удержал самолет, врезался в снег, скапотировал.
20 марта. 50 км юго-восточнее ст. Белая, 2 км от д. Парфеново. Самолет Пе-2 № 1117, выпуск 19.02.1942 г. Экипаж 38 БАП, погибли: пилот сержант Николай Алексеевич Рябцев 1920 г. р., стрелок-бомбардир сержант Николай Васильевич Костин 1921 г. р., ВСР сержант Михаил Авраамович (Абрамович) Ткаченко 1918 г. р.
При выходе из облачности не справился с пилотированием, ударился о землю.
2 апреля. Район станции Мальта. Самолет Пе-2 № 1318, выпуск — март 1942 г. Экипаж 30 БАП: пилот мл. лейтенант Виктор Ананьевич Черятников — спасся на парашюте, стрелок-бомбардир Н.А.Русин — погиб, стрелок-радист С.Я.Субботин — погиб.
Перегон из Белой в Энгельсскую ВАШП, группа капитана Малиновского. При заходе на посадку во время третьего разворота самолет резко вошел в левый крен. Летчик сбросил фонарь и выпрыгнул с парашютом. Неуправляемый самолет со скольжением и пикированием врезался в землю и сгорел.
15 апреля. Граница аэродрома Белая. Самолет Пе-2 № 1302, выпуск 5.03.1942 г. Экипаж 213 БАП в 23 ЗАП: пилот ст. сержант Петр Фадеевич Мазяев 1918 г. р., штурман Данилюк.
Катастрофа на взлете: дал просадку, задел землю и скапотировал.
30 мая. Район Северного аэродрома. Самолет Пе-2 № 1833906, выпуск 5.04.1942 г. (завод № 39). Экипаж 134 БАП погиб: пилот мл. лейтенант Александр Петрович Хорьков 1918 г. р., стрелок-бомбардир лейтенант Павел Иванович Трощев 1915 г. р., стрелок-радист сержант Валентин Ефимович Халимоненко.
Ошибка летчика: срыв в штопор, самолет врезался в землю.
11 июня. Близ деревни Заморской — в 30 км западнее аэродрома Белая. Самолет СБ № 3/3. Экипаж 23 ЗАП погиб: пилот сержант Михаил Серафимович Иванников 1922 г. р., стрелок-бомбардир сержант Виктор Григорьевич Воскресов 1922 г. р., стрелок-радист сержант Федор Васильевич Кононов 1918 г. р.
23 июля, район полигона 23 ЗАП — в 7 км западнее деревни Тайтурка. Самолет Пе-2 № 2708 (завод № 39). Экипаж 284 маршевого БАП: пилот мл. лейтенант Михаил Ксенофонтович Кузнецов, стрелок-бомбардир ст. сержант Иван Иосифович Бельчаков, стрелок-радист сержант Федор Павлович Гаврюшенко.
Под самолетом взорвалась бомба. Самолет упал в реку Белую.
25 июля, аэродром Белая. Самолет Пе-2. Экипаж 30 ББАП погиб: пилот мл. лейтенант Андрей Кильцикоевич Дзгоев 1916 г. р., стрелок-бомбардир ст. сержант Юрий Иванович Щеголихин, стрелок-радист сержант Валентин Иванович Киселев.
Самолет сгорел
16 августа. Место неизвестно. Самолет Пе-2. Экипаж 39 БАП погиб: летчик капитан Ячников, стрелок-бомбардир ст. сержант Троцик, ВСР сержант Цветков.
Отказ рулей глубины. Самолет сгорел.
6 октября, полигон близ с. Могой. Самолет Пе-2 № 3133905, выпуск 11.08.1942 г. Экипаж 23 ЗАП: пилот лейтенант Анатолий Петрович Шипицын 1914 г. р., стрелок-бомбардир лейтенант Александр Борисович Меньшов 1917 г. р., ВСР сержант Иван Иванович Гагарин 1915 г. р.
При бомбометании две бомбы столкнулись в воздухе и взорвались, осколками был поражен самолет, с пикирования врезался в землю.
11 ноября. Перегон Белая — Красноярск. Самолет Пе-3бис № 40507. Экипаж 4 ДРАП: зам. командира эскадрильи ст. лейтенант Виктор Иванович Барсков 1915 г. р., штурман эскадрильи ст. лейтенант Петр Фомич Хомиченко, механик звена младший воентехник Нецветай.
Отказ руля высоты на взлете, потерял скорость, свалился в штопор, врезался в землю.
14 ноября. Полигон станции Белой. Катастрофа Пе-2 № 3133909, выпуск 14.08.1942 г. Экипаж 23 ЗБАП: пилот сержант Евгений Иванович Дергунов 1921 г. р., стрелок-бомбардир ст. сержант Василий Иванович Волков 1918 г. р., ВСР сержант Иван Иванович Пудич 1920 г. р.
Поздний выход из пикирования, дал просадку, ударился о землю.
18 декабря. Аэродром Белая. Самолет Пе-2 № 2203.
Пилот 23 ЗБАП ст. сержант Киселев выпрыгнул с парашютом, штурман (данных нет) — погиб.
На пикировании оторвался правый руль поворота и разрушилось хвостовое оперение. Самолет перешел в плоский штопор и врезался в землю…
Более во время войны авиакатастрофы на усольской земле не случались. Обучение свернули. А за штурвалы 73-й созданной перегоночной авиадивизии сели опытные пилоты. Аэродром стал перевалочной базой: здесь военная приемка придирчиво проверяла крылатую продукцию Иркутского авиазавода. А экипажи, шедшие с Дальнего Востока, делали остановку на отдых, дозаправку или ремонт.
Обелиск в степи
Утро 16 августа 1942 года. Будни учебного аэродрома. Техники прогревают моторы. К тем, кому сегодня работать на полигоне, подвозят бомбы, заряжают пулеметы. Один за другим пикировщики выруливают на старт, взмывают и расходятся по тренировочным зонам.
В небо поднялся очередной Пе-2, который пилотирует капитан Ячников, замкомэска 39-го бомбардировочного авиаполка. В кабине за его спиной разместился штурман старший сержант Троцик. В фюзеляже возится с пулеметами стрелок-радист сержант Цветков.
Что случилось — точно никто не знает. В архивном документе значится: «Отказ рулей глубины. Самолет сгорел». Но что можно обнаружить в груде искореженного и горевшего металла? Да и была ли комиссия на месте катастрофы? Ведь там же, в рапорте, указано: «Место неизвестно»…
Из воспоминаний Л.И.Марковой, старейшей жительницы села Ользоны Баяндаевского района:
«Мне было девять лет. Мама была на работе. Часов в десять утра раздался страшный грохот, как будто что-то ударило, нам показалось, что земля задвигалась. Мы с сестрой выбежали за калитку и увидели, как недалеко от деревни поднимается черный дым. Что-то взрывалось там. Взрослые ходить туда запретили. Потом мы узнали, что разбился военный самолет. Жители села похоронили останки летчиков в братской могиле, поставили деревянный обелиск, обнесли оградкой. Потом случился пожар — обелиск и оградка сгорели. Тогда на могиле установили железную тумбочку со звездой...»
Через четверть века ребята из Ользоновской школы вместе с пионервожатой Людой Бюраевой установили: Александр Григорьевич Ячников родился 28 августа 1912 года в селе Гремеча Навлинского района Орловской (ныне Брянская) области. В армии с 15 июня 1932 года, с начала войны — на фронте. Через архивы Министерства обороны нашли и вдову капитана — Евдокию Сидоровну. А потом пионеры побывали у нее в гостях, привезли горсточку земли с могилы мужа.
Вспоминает бывшая ученица 7-го класса Людмила Улаханова:
«В августе 1969 года мы ездили в Севастополь. Запомнился сад, виноград висел гроздьями, яблоки лежали на земле. Для нас, детей из холодной Сибири, это было чудом. В большом деревянном доме хозяйка жила одна, больше замуж не выходила. Евдокия Сидоровна накрыла стол, мы пили чай, ели фрукты. Рассказали, что за памятником наши пионеры ухаживают, а в школьном музее собран материал о летчиках. Евдокия Сидоровна показала нам письма мужа, которые хранила почти 30 лет...»
Позже школьники разыскали и родных Григория Федоровича Троцика, переписывались с его мамой, сестрой и со своими ровесниками из села Осьмаки Черниговской области. Оказывается, люди не знали, где похоронен их сын и брат. К сожалению, родных Александра Николаевича Цветкова найти не удалось…
В 90-е годы ользоновские школьники с директором Ю.М.Оршоновым возобновили благородное дело. В школе объявили конкурс на лучший эскиз. Установку памятника (взамен обветшавшего) проводили учителя-мужчины, сами заливали фундамент. Пропеллер привезли с авиазавода, вокруг вкопали столбики, между ними уложили цепь — подарок Иркутского речного порта. На плите высекли имена погибших.
Кстати, деньги на памятник учащиеся заработали сами: помогали во время уборочной, собирали металлолом, макулатуру. Помог и совхоз «Ользоновский». Памятник стоит в трех километрах от села. Мимо него летом проходит дорога в другую деревню. Проезжие здесь останавливаются, обнажают головы, поминают добрым словом летчиков, оставляют цветы, конфеты…
Но прошло время. Однажды Самир Абдухаликов, решивший заняться фермерством в Ользонах, узнал от местного главы Анатолия Имеева об этом памятнике. У бывшего военного — особое отношение к памяти войны. Он немедленно побывал на братской могиле и решил отремонтировать обелиск.
Торжественное открытие состоялось в канун Дня Победы 2016 года. В этом важном для села и района событии приняли участие ветераны труда, труженики тыла Н.Д.Мухарданов, В.П.Мадаева, председатель Совета ветеранов С.В.Батудаева. И, конечно же, молодежь: пусть помнят это всегда…
На берегу Белой
11 ноября на аэродроме Белая у дальнего истребителя Пе-3бис на взлете отказал руль высоты. Погиб экипаж, которым командовал старший лейтенант Виктор Барсков. Это был первый погибший, родственников которого удалось отыскать через много лет (к сожалению, на открытие памятника они приехать не смогли).
Вторым (и пока последним) стал Женя Дергунов. Его «похоронка» предельно лаконична: «Ваш сын пилот Дергунов Евгений Иванович при исполнении служебных обязанностей 14.11.42 погиб. Похоронен — ст. Мальта Иркутской области...»
В то время ему был 21 год, а племяннику Вите — всего годик. И когда бывший инженер Новосибирского института ядерной физики Виктор Константинович Гостеев вышел на пенсию, то решил вплотную заняться восстановлением родословной.
В двух поездках в Усольский район он познакомился с краеведами, осмотрел местные кладбища, в том числе деревни Сосновка. Там, по утверждению старожила А.И.Меленьтевой, и упокоен его дядя. Гостеев установил на холмике надгробие.
В 2013 году автор этих строк начал воссоздавать историю авиагруппы «Белая». Тем временем мой товарищ — красноярский историк авиации Вячеслав Филиппов — работал в архивах. В фонде 12-й воздушной армии он обнаружил сведения о катастрофах на Белой. В декабре 2014 года — к 100-летию Дальней авиации России — вышла наша книга «Крылья над Белой», где впервые эта информация была обнародована. Через несколько дней ее продублировала иркутская газета «Мои года» в статье «Тайна аэродрома Белая».
Эта публикация вдохновила общественность Тайтурки на создание общего памятника погибшим. Место на окраине выбрали замечательное: окраина поселка, крутой берег мощной реки, ровный лужок, рядом — сохранившиеся общежитие летчиков, штаб и столовая. Здесь, на аэродроме Южный, базировался 23-й запасной бомбардировочный авиаполк.
20 августа 2016 года установили и освятили мраморную глыбу. На титановой плите мастера Иркутского авиазавода начертали: «На этом месте будет установлен памятник экипажам, погибшим при перегоне самолетов в годы Великой Отечественной войны». Идею поддержала администрация поселка. Выиграли районный грант общественных инициатив, но этих средств было недостаточно. Деньги собирали всем миром.
Материальную помощь оказали: Иркутский авиазавод, войсковая часть 35020 гарнизона Белая, Иркутское областное отделение Российского Военно-исторического общества (председатель
А.Южаков), О.Лавик, депутат местной Думы Е.Громова, С.Ефимов, П.Пурнак, М.Ершов, Н.Касимовская, С.Дейс, М.Голубцов, Л.Буякова, В.Домнина.
Создавал мемориал скульптор Иван Зуев. Активная группа: Ярослав Лотошко, Данила Сафонов, Виктор Христолюбов, Игорь Понамарев, Владимир Барчуков, Сергей и Евгений Садохины, Наталья Акимова, Сергей Донцов, Лариса Макарьевская, Иван Бутрин, Николай Блохин, Валентина Селиванова, Влад Меркулов, Руслан Сухоруков.
В канун Дня воздушного флота России и в 353-ю годовщину Тайтурки под мелодии духового оркестра нарядные люди с ребятишками собрались на берегу Белой. И — замерли. Прозвучал гимн. Метроном отстукал скорбную Минуту молчания. И памятник открыли: под ружейный троекратный залп сделал это почетный гость В.К.Гостеев.
Спавшее покрывало открыло фигуру летчика на постаменте, ниже — самолетный винт, держащий девиз «Никто не забыт, ничто не забыто». Рядом на граните — легендарный Пе-2 и имена 36 летчиков. Их венчает надпись: «Сталинским соколам гарнизона Белая — от благодарных потомков»...
Уезжая, я оглянулся. Оркестр играл «На сопках Маньчжурии». Седые мужчины кружили в вальсе своих немолодых подруг. Дети хлопали в ладошки. А летчик глядел в синее небо. Белая несла свои воды. А мне подумалось: а ведь поиск на этом не окончен — впереди еще много дел...