Ученики вернулись в школы

Аргументов за очное обучение оказалось в разы больше
Текст: Ирина Покоева , Фото: автора и из архива газеты , СМ Номер один , № 45 от 3 декабря 2020 года , #Общество
В дневник ученицы 3-го класса Арины Солоненко во время дистанционного обучения четверки и пятерки карандашом выставляла мама. Когда же все вернулись в стены школы, учитель сверила их с журналом и заполнила строчки своей рукой. А девочка было очень рада, что опять встретилась с одноклассниками: «Карантин закончился!».
В дневник ученицы 3-го класса Арины Солоненко во время дистанционного обучения четверки и пятерки карандашом выставляла мама. Когда же все вернулись в стены школы, учитель сверила их с журналом и заполнила строчки своей рукой. А девочка было очень рада, что опять встретилась с одноклассниками: «Карантин закончился!».

Руслан Болотов, мэр Иркутска: «У школ остается возможность перевода отдельных классов или параллелей на дистанционку с учетом эпидемиологической ситуации в каждой конкретной школе — все же здоровье и жизни людей для нас важнее всего».
Руслан Болотов, мэр Иркутска: «У школ остается возможность перевода отдельных классов или параллелей на дистанционку с учетом эпидемиологической ситуации в каждой конкретной школе — все же здоровье и жизни людей для нас важнее всего».
Александр Сопин, директор иркутской школы № 69: «Сколько будет длиться эта эпидемия и какие еще эпидемии будут — мы не знаем. Но ко многому теперь готовы. Освоили зум, теперь появилась еще более удобная платформа «Майкрософт Тимс» — ее тоже стоит изучить. А сейчас мы очень рады быть в школе, видеть друг друга и учеников — ощущение, что расставались на год».
Александр Сопин, директор иркутской школы № 69: «Сколько будет длиться эта эпидемия и какие еще эпидемии будут — мы не знаем. Но ко многому теперь готовы. Освоили зум, теперь появилась еще более удобная платформа «Майкрософт Тимс» — ее тоже стоит изучить. А сейчас мы очень рады быть в школе, видеть друг друга и учеников — ощущение, что расставались на год».

Двухнедельный период дистанционки для многих дался очень непросто: с одной стороны — проблемы с гаджетами, с другой — с самодисциплиной. Но больше всего немалое число родителей пугала неизвестность: как долго это будет продолжаться и сможет ли ребенок в разлуке с учителем и классом получить знания в должном объеме? Родители просили вернуть детям «очку», несмотря на пандемию, и вот это случилось — 23 ноября школьники Иркутска вновь заняли свои места за партами. Впрочем, дистант может повториться снова и в любой момент — все зависит от обстановки в каждом конкретном классе, школе, поселке, городе.

Получить знания через зум непросто

— В прошлом учебном году дети просидели дома всю последнюю четверть. Мне не верилось, что мы вернемся в школу 1 сентября, — вспоминает Лилия Урзаева, мама семиклассника. — Было страшно, что мир катится в тартарары и никогда больше не будет прежней жизни. И когда дети не вышли нынче после осенних каникул, я опять погрузилась в то состояние, а оно негативно отражается на близких. Мой сын не самый прилежный ученик, плюс подростковый возраст, плюс моя требовательность, плюс младший ребенок. К тому же я работаю теперь на удаленке из дома и все надо успеть! Атмосфера та еще. Поэтому для сохранения «погоды в доме» я однозначно за «очку»!

Примерно так же рассуждают еще сотни и сотни родителей: если нет самодисциплины и высокой мотивации, получить знания через зум не получится. И если для одних речь идет о потерянных пятерках, то для других важно удержаться хотя бы на тройках. «Я ухожу на работу и понятия не имею, как он учится, чем занимается. Говорит: «Оценок не ставили». «Сын подключается к уроку, отключает у себя видео и занимается посторонними делами — пропусков нет, и этого ему достаточно. Я устала бороться и ругаться». «Моя дочь не воспринимает материал через монитор — она сама это говорит, ее все время что-то отвлекает, тогда как в классе материал усваивается лучше». «У нас то электричество вырубят внезапно, то интернет! А в итоге уроки мимо проходят!». «Если сейчас упустит что-то, то потом и догонять не станет, а мне нервотрепка». Это лишь несколько выдержек из родительского чата восьмиклассников 23-й школы.

Мэр принял решение

Такие и другие доводы тысячи раз выслушали руководители всех уровней, имеющих отношение к системе образования. И мэр Руслан Болотов принял решение: с 23 ноября школьники Иркутска сядут за парты.

— Мы очень плотно рассмотрели все за и против. Важно было понять — есть ли какая-то тенденция к снижению или распространению инфекции за тот период, пока дети не посещали школы. Мониторинг показывает, что дистанционное обучение не решает в достаточной мере проблему распространения COVID-19, — объясняет свое решение мэр Иркутска Руслан Болотов. — Учителя контактируют друг с другом на работе, с другими гражданами в транспорте. Школьники в свободное время свободно передвигаются по городу, посещают торговые центры, что даже увеличивает риск заболеваемости, в то время как в учебных учреждениях соблюдаются все требования Роспотребнадзора (масочный режим, санобработка, входной фильтр, антисептики), и здесь дети относительно в безопасности и под присмотром.

В администрации Иркутска говорят, что рассредоточенность школьников не дала желаемого эффекта по улучшению эпидемической обстановки, но сыграла на ухудшение успеваемости учеников. Особенно трудно оказалось заниматься дистанционно малышам и ученикам из многодетных семей, тем, где два-три школьника, а подходящий гаджет один на всех, при этом онлайн-занятия начинаются в одно время. Впрочем, снижение интереса и качества усвоения материалов заметили и те, у кого не возникало вопросов с доступностью дистанционных технологий.

Абсолютное большинство — за учебу очно

— Известно, что выбор формата обучения разделил и учеников, и родителей, и учителей на тех, кто за то, чтобы учиться очно, и на тех, кто хотел бы оставаться на дистанте, — говорит Александр Сопин, директор 69-й школы Иркутска. — Я скажу конкретно про нашу школу и опрос, который мы провели у себя: примерно 90% учителей, 85% родителей и 75% учеников — за учебу в стенах школы. Как видите, их большинство. Но и остальных я очень хорошо понимаю, и закон позволяет переводить детей на дистанционное обучение, даже если все остальные ходят в школу: пишите заявления, все решим!

Одним из ключевых плюсов очной формы, по мнению Александра Александровича, является безопасность детей: в школе ученики всех классов находятся под прямым присмотром педработников. «Особенно это касается детей начальных классов, которые в дистанционном режиме обучения зачастую остаются дома одни. Первоклассники-то еще совсем малыши, и, конечно, всем спокойнее, когда ребенок в школе! Второй важный момент — живое общение, эмоционально окрашенные уроки. Это очень хорошо влияет на запоминание, усвоение материалов. Третье — практические занятия. Это касается и физики, и химии, и биологии. Вся экспериментальная составляющая должна присутствовать и при этом проходить под присмотром учителя. Четвертое — воспитательный процесс, который дистанционно почти отсутствует, а его важность, быть может, даже равна важности обучения. Пятое — речевая активность школьника на дистанционке очень снижается, вместе с тем уменьшаются мыслительные процессы, психофизические процессы и вся психосоматика в целом «подвисает», что тоже негативно сказывается на детях. Ну и еще один важный момент: очный формат снижает зависимость от технических средств».

Что касается заболевших, то, например, в школе № 69 Иркутска, которой руководит Александр Сопин, из 2100 учеников (это 73 класса) лишь 70 школьников сейчас находятся на самоизоляции как контактные лица. И один педагог (из 123) — на больничном с диагнозом «ковид». Еще три учителя ждут результатов анализов. «Все остальные работают и учатся в стандартном режиме, — сообщает Александр Сопин. — В случае чего мы знаем, как действовать!»

Мнение родителей

23 ноября на странице правительства Иркутской области в соцсети «ВКонтакте» в прямом эфире выступила региональный министр образования Елена Апанович. Она коротко рассказала о выходе образовательных учреждений Иркутска на очную форму и ответила на вопросы зрителей. Эфир посмотрели почти 40 000 человек. Разумеется, иркутяне оставили комментарии.

Андрей Жданов: «А зачем нам дистант, если мы с ним не справляемся? Лучше учиться очно».

Марина Чудакова: «И вообще, нас призывали оградить детей от гаджетов, что же сейчас происходит? С вашей дистанционкой у детей будет проблема с глазами, со спиной».

Вячеслав Федосеев: «Лучше уж знания в школе получать, чем дома возле компьютера здоровье детей убивать!»

Вера Шевченко: «О каком дистанционном обучении может идти речь, когда за две недели учебы на дистанте ни одного дня не было, чтоб в школе не завис интернет, и, естественно, урок отменялся?»

Виктория Перфилова: «Дома скандалы, ругань, конфликты, бедные дети подвергаются нервному стрессу».

Любовь Кольцова: «Родитель не педагог, чтобы правильно все это преподнести и объяснить! Что с него взять?»

Справка

В Иркутской области 885 школ. По имеющимся данным, из них 544 школы сейчас на очном обучении, одна — на дистанционном, 340 — на смешанном. 

Почти 85 тысяч детей в 71 образовательном учреждении Иркутска полностью перешли на очную форму обучения.