УАЗ бастует

В социальных сетях сотни тысяч людей уже посмотрели видео с фрагментом забастовки рабочих сборочного цеха Ульяновского автозавода (УАЗ).

По информации источников, присутствовавших на митинге, незадолго до окончания смены рабочие выдвинули требование повысить зарплату. Они остановили конвейер, где собирают «Патриоты», и вся линия прекратила работу. Обычно зарплата выплачивается на заводе вовремя, но размер ее не устраивает работников. Они потребовали немедленного увеличения окладов. Требование коллектива главного сборочного цеха поддержали рабочие других цехов.

На опубликованном видео видно, что на территории УАЗа собрались рабочие возле сошедших с конвейера автомобилей, слышны возгласы: «Завод бастует! Зарплаты нет!»

Наблюдатели сообщили, что генеральный директор УАЗа Алексей Спирин вышел, чтобы успокоить людей. Он заявил, что с июля уровень оплаты труда будет повышен на 12% и следует ожидать новой индексации.

По словам Константина Сазонова, руководителя департамента информации и общественных связей: «Гендиректор ответил на все волнующие вопросы: от обеспечения спецодеждой до улучшения условий труда. Их была масса…»

После нелицеприятного разговора с бастующими рабочими Спирин начал прием по индивидуальным заявлениям.

Как рассказали бастующие, за последний месяц сотрудники завода получили в среднем по 20 тыс. рублей. Руководство завода утверждает, что средняя зарплата на УАЗ выше средней по региону.

Тем временем проявила интерес прокуратура Засвияжского района. На завод выехал и.о. прокурора района Андрей Ефремкин, который «проанализировал вопросы своевременности и полноты выплаты трудовому коллективу заработной платы». Странно, но прокурор заявил, что «протеста, митингов или забастовок не было». Об остальном можно будет говорить по итогам проверки.

Уже ближе к полуночи на ситуацию отреагировали в правительстве Ульяновской области. Там сообщили, что губернатор Алексей Русских планирует встречу с гендиректором УАЗ и руководителем профсоюза автозавода. На совещание также пригласят министра экономики Николая Зонтова.

Притом что на опубликованном видео отчетливо слышны требования рабочих поднять мизерную зарплату, на которую сегодня невозможно прожить. По итогам забастовки рабочие составили коллективное обращение к гендиректору предприятия. Они потребовали увеличить почасовые ставки и оплату труда, а также изменить пункт договора о выплате зарплат, убрав оттуда обтекаемую формулировку «c учетом финансовых возможностей».

В своем обращении бастующие указали, что они получают слишком мало по сравнению с другими предприятиями в Ульяновской области. Ответ попросили дать не позже, чем через 10 дней – реакции от руководства они будут ждать на «повторном собрании трудового коллектива» 1 июня.

По сообщению информагентства «Равенство»:

Зарплата рабочих УАЗа в 2022 г. стала в 35 раз меньше, чем у топ-менеджмента. Этому контингенту управленцев Ульяновского автозавода за год суммарно повышено вознаграждение с 144 до 352 млн руб., следует из данных отчетности. Число сотрудников при этом снизилось с 30 до 22. То есть в месяц доход был 0,4 млн, а стал 1,3 млн руб. – в 3 раза больше. С июня 2022 г. топ-менеджеры там стали новыми собственниками. Из 49 текущих вакансий, что нашло «Равенство», среднее предложение всего 35 300 руб. Так, 35–40 000 руб. предлагают ведущему инженеру по электрооборудованию автомобилей. Но и 38 000 – это в 35 раз меньше, чем у топ-менеджмента.

Судьба построенного советским народом Завода имени Сталина в 1941 году наглядно показывает, до чего доводят передовые предприятия «эффективные» собственники. В 1992 г. УАЗ приватизировали. Хотя после приватизации из УАЗа высасывали все соки, даже в тяжелых условиях, когда авто продавали по бартеру, советский задел и кадры позволяли ему успешно работать. «Красный директор» Павел Лежанкин старался сохранить коллектив.

В 2000 г. убытки подскочили до $30 млн. Новые, более «эффективные» менеджеры взялись за УАЗ всерьез. «Завод избавился от социальных учреждений. Следующим шагом стала оптимизация. Специальная группа с секундомерами и видеокамерами отслеживала все действия рабочих», – восторгались тогда многочисленные проправительственные СМИ. Оказалось, что 60% времени тратили неэффективно. Мотивировать решили не столько повышением зарплат, сколько пинками: если в 2000 г. на УАЗе работало 25 000 человек, то в 2005 г. – 16 000, хотя обещали рост до 30 000. Сейчас их 6400.

За 1991–2022 гг. производство авто на УАЗе упало на 35%, а сотрудников сократили на 3/4.

Рынок завел УАЗ в тоннель, где в конце не видно света. «Эффективные» собственники резали инвестиции и смежные производства комплектующих, делая ставку на их закупку за рубежом: УАЗ Patriot стал лишь на 50% патриотичным. Это аукнулось сейчас, когда на фоне санкций УАЗ собирал разукомплектованные авто (без подушек безопасности, ABS, курсовой стабилизации).