«У истоков» дружбы и ветра

Иркутяне с плотины ГЭС охотно любуются красивым зрелищем - белые яхты на синей воде
Иркутяне с плотины ГЭС охотно любуются красивым зрелищем - белые яхты на синей воде

В яхт-клубе «Исток»: за полчаса  до старта. Все только начинается...
В яхт-клубе «Исток»: за полчаса до старта. Все только начинается...
«Паруса выставлены, скорость  что надо. Можно передохнуть»
«Паруса выставлены, скорость что надо. Можно передохнуть»
Яхта «Благовест»: ее капитан Александр Парфенов - представитель династии любителей парусного спорта
Яхта «Благовест»: ее капитан Александр Парфенов - представитель династии любителей парусного спорта

Парусная регата «У истоков» прошла на акватории Иркутского водохранилища 4— 5 сентября. Она была посвящена юбилею старейшего в Иркутске яхт-клуба «Исток» — ему исполнилось сорок лет. Парусный спорт — это не только соревнования, но и крепкая дружба на десятилетия, и новые семьи, и дети из этих семей, которые потом тоже дружат с парусами.

Что такое регата?

Небольшой ликбез: оказывается, далеко не все знают, что такое регата. Многим это слово знакомо благодаря мультфильму про капитана Врунгеля, где соревновались яхты «Беда» и «Чёрная каракатица». Но иркутяне, любуясь с плотины яркими парусами, не всегда понимают: а куда это они поплыли? И зачем?

Регата — это соревнования парусных яхт. Обычно она проходит в течение нескольких дней и включает несколько гонок. Понятно, что яхты все разные и соревноваться между собой им сложно. Иногда их делят на классы, в зависимости от размера, а иногда делают абсолютный зачёт. Тогда судьи учитывают всё: и потраченное в каждой гонке время, и наличие протестов, и технические характеристики яхты. Таким образом, большие и маленькие яхты могут гоняться на равных. Так было и на этот раз — яхтсмены соревновались в абсолютном зачёте.

На старт вышли 23 яхты — это рекорд последних лет. Максим Скоморовский, главный судья регаты, пояснил, что это как раз связано с юбилеем яхт-клуба — участники таким образом проявили уважение. Но наверняка пандемия тоже сказала своё слово. Из-за коронавируса, который непременно летал бы между яхтами и заражал спортсменов, первые соревнования летнего сезона-2021 пришлось отменить. Думается, что участники соскучились по гонкам и не упустили возможность выйти на старт.

Также удачным стало время проведения.

— Хотя сам клуб уже создан давно, но гонка «У истоков» — довольно молодая, мы проводим её всего четыре года, — говорит Максим Скоморовский. — Почему она проходит именно в это время года? Ещё достаточно тепло, но уже есть ветер. В конце сентября проходит закрытие сезона «Бархатная осень», и вот там бывает много ветра и мало солнца. В прошлом году на «Бархатке» было много порванных парусов и поломок. А сейчас, видите, ветер довольно хороший, но есть солнце, очень красиво. Погодные условия в эти дни — очень хорошие.

Да, наличие ветра — главное условие, в штиль гонки часто сокращают или отменяют. А в этот раз удалось провести всё задуманное.

Трое в лодке, не считая журналиста

Стартовали участники в субботу утром. Погода просто завораживает: переменчивые облака то мчатся по небу, то разбегаются, открывая солнце. Вид словно с картины: яркие паруса, синь воды. Это не передать даже на самых лучших фото, это надо видеть.

К счастью, представителям прессы это счастье выпало: организаторы всегда охотно приглашают пишущих и снимающих. Мне досталось место на яхте «Эверест». Наш капитан Сергей Алексеев — опытный и очень добродушный. Команда у него малоопытная, как смеются сами участники, к тому же очень маленькая: всего трое вместе с капитаном. Я не в счёт. Как будем справляться?

— Под опытным руководством нашего капитана всё будет отлично! — заверяют помощники. Я свою задачу оценила просто: главное — не мешать.

К назначенному времени все участники выстраиваются вдоль стартовой линии, стараясь занять место поудачнее. Но это сделать очень сложно, яхты не стоят на месте, а постоянно движутся. Ровно в десять прозвучал сигнал, и яхты рванули вперёд, как стая борзых. Только успевай фотографировать!

Но это делать не так-то просто: только выберешь ракурс, как команда готовится к повороту. Получить гиком по голове — удовольствие не из приятных, и мне приходилось прятаться в каюте.

К тому же яхта периодически сильно кренилась набок, и надо было её откренивать. Это значит — тем, кто не занят, садиться на противоположный борт, создавая перевес. Я очень боюсь крена и охотно ползала туда-сюда, словно шпион, уворачиваясь от ног матросов. Я поражаюсь, как они спокойно ходят по палубе, когда она под углом сорок пять градусов? Лично мне было очень страшно. Но капитан только смеялся:

— Опрокинуться яхта не сможет! Она сделана по принципу неваляшки, центр тяжести всегда будет внизу. Тут самое главное — не свалиться за борт, другой опасности нет.

Соперники ветра

Капитан действительно знал своё дело. Мы очень удачно стартовали, хорошо прошли первый знак. Маршрут: от яхт-клуба «Исток», который находится в районе Ново-Разводной, и Солнечного, там вдоль плотины до Якоби, и снова к «Истоку». Таких два круга — первая гонка. Вдоль берега стояли и смотрели люди. Они не улыбались и не махали, наверное, пытались понять, что здесь происходит. Кое-кто из участников уже запутался в парусах. Несколько раз яхты на большой скорости проходили так близко к нам, что можно было хорошо видеть глаза наших соперников. К счастью, обошлось без столкновений.

— Посмотри, как идёт, — словно на моторе! — иногда восхищались яхтсмены друг другом. Скорость и правда, что надо. Довольно быстро мы прошли весь маршрут и финишировали.

На берегу я встретила фотографа Владимира, который, слегка ошарашенный, выходил с яхты «Е-Миссия». Это самая скоростная лодка иркутского флота, и именно на ней моему коллеге выпало впервые ознакомиться с парусным спортом. На следующий день именно этой яхте досталось первое место в «абсолютке». Победила «Е-Миссия», капитан Александр Овчинников. На втором месте«Нептун», капитан Феликс Баландин. Яхта «Сильвер глоу» (капитан Валерий Копытов)третье место.

День рождения среди берёз

После первой гонки, в субботу вечером, в яхт-клубе прошёл праздник в честь юбилея. Музыкальная программа, награждение лучших, плов под открытым небом — День рождения вышел что надо. Здесь всё как было сорок лет назад, когда клуб только создавался: высоченные березы, земляные тропинки, нет асфальта, зато есть свежий воздух. Директор клуба Тимофей Витальевич Никитич рассказал:

— Клуб был создан в 1981 году Академией наук в Иркутске. Именно там оказались самые передовые люди, которые любили парус. К тому же эти люди были рукастые, первые яхты были самодельные. Первым директором клуба стал Виктор Турок, отличный организатор, это именно он создал клуб и наладил работу. И каждый директор вносил что-то своё. После Виктора пришёл Владимир Медведев — он создал клуб официально, оформил всю документацию. Затем руководил Сергей Марчук, он принёс законы и правила, которые действуют в клубе до сих пор. При нём поднялась дисциплина, упорядочился финансовый вопрос. В 2009 году Марчук передал мне должность директора. Для меня это не работа, а общественная нагрузка, я согласился сначала на год — и вот уже двенадцать лет я здесь! «Исток» — единственный яхт-клуб Иркутска, который сохранился с советских времен, не развалился, не попал под рейдерство. Хотя были попытки захвата, и очень много. В девяностые пытались место на берегу залива захватить, приезжали, пугали. Самая жёсткая ситуация была четыре года назад, когда у нас хотели отнять это место. Но у нас тоже люди не случайные собраны, в числе яхтсменов много влиятельных людей. Мы привлекли профессиональных адвокатов, и территория клуба осталась за нами.

Сам Тимофей Витальевич пришёл в клуб в 1989 году, нашёл здесь друзей и единомышленников. Дружба здесь вырастала такая, что навсегда. Потом уже дети стали создавать свои экипажи.

— В числе создателей клуба был Юрий Парфенов, профессор ИГУ, а сейчас его сын Александр Парфенов — капитан яхты «Благовест», — рассказывает директор, — и, что не менее важно, — создавались семьи. Берёшь с собой девчонку на яхту, во время гонки отношения и проверялись. Моя жена и паруса штопала в шторм, и на «шмеле» еду готовила, и уют создавала.

Детская парусная школа

Если раньше дети обучались морскому делу стихийно, рядом с родителями, то сейчас у них есть возможность проходить полноценное обучение. Парусная школа при клубе «Исток» работает уже несколько лет и зим. Зимой — теоретическое обучение, летом — тренировки и соревнования на воде. Школа работает целый день по принципу площадки. Дети здесь не только осваивают парусное дело, но и занимаются творчеством, читают стихи, поют песни.

Директор детской парусной школыЕвгений Штанько. Учредителем является клуб «Исток», который выделил для школы часть территории, яхты, обеспечивает охрану. Сейчас в школе семьдесят занимающихся. Недавно она выиграла грант, что позволило обустроить тёплый санузел и сделать освещение территории.

Осваивать парусное дело приходят и взрослые.

— Все мы в душе моряки, нам хочется дружить с парусом, все мы читали Джека Лондона, — улыбается директор. — Девушкам тоже хочется романтики, а уж мужчинам тем более. Дёргать шкоты, фалы. Вот так и идёт: один пригласил друга, тот взял с собой подругу, несколько раз сходили в регату... Год прошёл — я смотрю, а он уже и сам приобрёл себе лодочку, стал заявляться в гонки! Мы создаём условия для людей, которых вовлекаем. Очень хороший вид спорта, я считаю, для души и тела. На территорию клуба можно привести гостей, попариться в баньке, приготовить шашлыки. Вы обратили внимание, как у нас культурно все общаются? И дети ведь тоже смотрят, как родители ведут себя, и растут в этой атмосфере. А если отец умеет управлять лодкой — ему дополнительное уважение.

Но не только папы дружат с парусами, мамы тоже осваивают эту науку. Ещё недавно, в нулевых годах, женщины на регате были редкостью. Помнится, в иркутском флоте был один-единственный женский экипаж, это считалось экзотикой и вызывало интерес. Но сейчас этим уже не удивишь: на большинстве яхт, которые участвуют в гонках, есть девушки.

— И что удивительно: в последние два-три года женщины стали сами приобретать яхты! — говорит Тимофей Никитич. — У нас в составе яхт-клуба есть две женщины — Екатерина Шишмарева и Татьяна Шевченко. Одна построила лодку, вторая купила. И они обе — прекрасные капитаны, и всё у них «заточено» под гонку: они хотят гоняться, соревноваться! Приглашают гостей, знакомых, которым тоже передают свой энтузиазм. Вот так люди и приходят в парусный спорт. Всё от человека зависит. Если человек хороший, то к нему идут.

«Капитан «Эвереста» Сергей Алексеев»
«Капитан «Эвереста» Сергей Алексеев»