Тысячи кадров великой стройки

Летописец БАМа Михаил Москвин прошел ее всю
Сентябрь 1975 года: открытие железнодорожного моста через Лену. Мост был построен в два раза быстрее планового задания — за полтора года вместо трех.
Сентябрь 1975 года: открытие железнодорожного моста через Лену. Мост был построен в два раза быстрее планового задания — за полтора года вместо трех.

О строительстве Байкало-Амурской магистрали корреспондент и фотограф Михаил Москвин знает практически все: эту грандиозную стройку он снимал с первого колышка.
О строительстве Байкало-Амурской магистрали корреспондент и фотограф Михаил Москвин знает практически все: эту грандиозную стройку он снимал с первого колышка.
Село Бобровка, 1972 год. После армии Михаил работал водителем тягача у геологов в Ленской нефтеразведочной экспедиции. И фотографировал. Увидев интересные снимки молодого парня, его пригласили работать городским фотографом.
Село Бобровка, 1972 год. После армии Михаил работал водителем тягача у геологов в Ленской нефтеразведочной экспедиции. И фотографировал. Увидев интересные снимки молодого парня, его пригласили работать городским фотографом.
Груженые самосвалы на мосту. Так традиционно — максимальной нагрузкой — проверяют надежность и качество очередного построенного мостового перехода.
Груженые самосвалы на мосту. Так традиционно — максимальной нагрузкой — проверяют надежность и качество очередного построенного мостового перехода.
Бригадир Иван Жунин забивает «серебряный» костыль в рельсовое звено одного из путей магистрали.
Бригадир Иван Жунин забивает «серебряный» костыль в рельсовое звено одного из путей магистрали.

Михаила Федоровича Москвина хорошо знают не только в Усть-Куте, но и далеко за его пределами. Это известный фотограф и летописец. А еще удивительно скромный человек. Отсутствие специального образования не помешало ему написать несколько книг, которыми он по праву гордится.

В 2018 году в свет вышли его очерки о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах Байкало-Амурской магистрали. «Нет, вы не напрасно прошли по планете, прожили жизнь на высокой волне…». Пишет просто, без казенных фраз и стилистических красивостей. Но читается легко. Автору веришь. Он рассказывает о людях, с кем пришлось ему не раз пересекаться по работе, по жизни. Всем, что знает и умеет сам, ему всегда хотелось (и хочется!) поделиться с другими.

— Уже не молод, — поясняет. — Пора подводить некоторые итоги.

На протяжении многих десятков лет он сотрудничает с газетами Усть-Кута, пишет интересные статьи к юбилейным датам. Написанное Михаилу Федоровичу всегда есть чем проиллюстрировать: исторических снимков у него сохранилось немало. Вот и на этот раз забежал с сумочкой, из которой бережно достает множество фотографий разного формата. О каждой может рассказать: когда снимал, кто изображен, что помнит о том времени.

О себе говорить не любит — мол, скажут: вот, хвастает. Между тем до сих пор Михаила Москвина приглашают на все важные городские мероприятия. Знают, что он сможет не только сделать уникальные снимки, но при случае и описать само событие.

Михаил родился в многодетной семье в Кировской области в 1943 году. Его отец — участник Великой Отечественной войны, мама — сельский фельдшер. В детском возрасте познал он все тяготы военного и послевоенного времени. Затем была учеба в речном училище, которое окончил с отличием. По распределению был направлен в Восточно-Сибирское речное пароходство.

После прохождения службы в Забайкальском военном округе Михаил работал механиком-водителем армейского тягача у геологов в Ленской нефтеразведочной экспедиции. Но его всегда привлекала профессия фотографа. Увидев интересные снимки молодого парня, его пригласили работать городским фотографом.

В 1977 году по итогам многочисленных выставок Михаилу Москвину было присвоено звание мастера первого класса. В 1980—1990-е годы он возглавлял фотослужбу треста «Мостострой-9». Москвин — удивительно скромный, даже несколько застенчивый человек.

— Михаил Федорович, вы один из немногих людей, которые про Байкало-Амурскую магистраль знают почти все. Какую роль в вашей жизни сыграла магистраль?

— Я написал несколько брошюр про БАМ, с собой взял только некоторые. Вот эту книгу «Соединяя жизни берега» (показывает) выпустили еще к 30-летию БАМа. А стройку я снимал с первого колышка. В «Мостострой-9» меня приняли фотографом и сам аппарат под широкую пленку выдали дорогущий, но я взял на себя функции и пишущего корреспондента.

— Наверное, и приезжавших тогда артистов снимали именно вы?

— Дина Рида фотографировал на сцене. Перед его выступлением заглянул в гримерку, он там гитару настраивал. Спрашиваю: «Можно вас сфотографировать?» Он отвечает: «О’кей». Такой интересный снимок получился. Всех артистов, кто приезжал, фотографировал. Валентину Толкунову запомнил. Скромная была очень…

Помню Льва Лещенко. Концерт проходил в Доме культуры речников, а занавес на сцене закрывал электрик. Он постоянно спускался в подвал, где принимал на грудь. Сам концерт его, видимо, мало интересовал. В очередной раз ушел — и не вернулся. А я в то время на сцене фотографировал. Не на виду, конечно, а сбоку. Лещенко закончил петь и маячит мне: закрывай! А я растерялся — не знал, какую кнопку нажимать. Он ругнулся и ушел при открытой сцене.

— Гордитесь тем, что участвовали в строительстве БАМа?

— Интересно вспомнить былое, поэтому с ветеранами магистрали встречаюсь. Молодые теперь этим мало интересуются… А БАМ тогда построили на энтузиазме.

Байкало-Амурская магистраль была объявлена комсомольско-молодежной стройкой, и для тысяч молодых людей со всего Советского Союза она стала настоящей путевкой в жизнь.
Байкало-Амурская магистраль была объявлена комсомольско-молодежной стройкой, и для тысяч молодых людей со всего Советского Союза она стала настоящей путевкой в жизнь.