Тоннели с историей

Варианты путешествий по Кругобайкальской железной дороге
Байкал прекрасен в любое время года
Байкал прекрасен в любое время года

В некоторых тоннелях пробиты боковые штольни, ведущие прямо к озеру
В некоторых тоннелях пробиты боковые штольни, ведущие прямо к озеру
Рельсовый автобус — это комфортабельный дизельный поезд
Рельсовый автобус — это комфортабельный дизельный поезд
Маршрут Тёмная Падь — Ангасолка популярен у людей всех возрастов
Маршрут Тёмная Падь — Ангасолка популярен у людей всех возрастов

Пока закрыты границы, самое время изучать достопримечательности родного края. Например, Кругобайкальская железная дорога — отличное место, где можно провести выходные с семьёй или друзьями. Маленькое путешествие по силам даже самому скромному бюджету, а впечатлений хватит надолго: прикоснуться к истории, искупаться в Байкале, увидеть выглядывающую из воды нерпу, полюбоваться природой, а может быть, и проверить на себе одну из легенд КБЖД — эффект тоннеля желаний.

Кругобайкалка интересна прежде всего своей историей. Дорога эксплуатируется уже 115 лет. Первый поезд от Порта Байкал до Култука прошёл 30 сентября 1904 года, в нём проехал князь Михаил Хилков — министр путей железнодорожного сообщения того времени. Постоянное движение открылось 15 октября 1905 года. Название — Кругобайкальская железная дорога — относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера. Но сегодня под аббревиатурой КБЖД понимается её западная часть от Порта Байкал до Слюдянки, длиной в 84 км, которая выведена из транзитного движения.

В начале XX века этот участок пути, соединивший Транссибирскую магистраль, стал самым дорогим в России. Стоимость одного километра КБЖД обошлась примерно в 130 000 рублей — это почти на
40 000 дороже, чем все остальные магистрали страны. Превзошла дорога все другие и по сложности прохода, и по объёму работ, и по красоте: с одной стороны Байкал, с другой — распадки, гранитные скалы с растущими на них деревьями…

Сейчас сложно представить, как более века назад, без современной техники, рабочие пробивали в этих скалах тоннели. Всего их здесь 39, общая протяжённость — 8994 метра. А всего на КБЖД 424 инженерных сооружения, включая каменные и железные противообвальные галереи, мосты, виадуки, подпорные стены, 24 станции и сотни жилых домов.

Каждый тоннель носит своё название, имеет свою историю, а некоторые обросли мифами, не имеющими под собой реальной основы: например, о поезде-призраке, затонувшем вместе с золотом Колчака, о белой агрессивной лошади, которая выскакивает из темноты тоннелей, о призраках пассажиров, погибших во время столкновения поездов. Самая популярная легенда — об итальянце Джузеппе, инженере, который участвовал в проектировании и строительстве дороги. Один из тоннелей рабочие пробивали с двух сторон навстречу друг другу. Но тоннели не сошлись — ни в назначенный день, ни спустя несколько недель. Ответственный инженер, посчитав, что промахнулся с расчётами, утром в один из дней пустил себе пулю в висок, а вечером рабочие встретились друг с другом «внутри» горы. Призраком бедного Джузеппе, который до сих пор бродит там и постукивает путевым молотком по рельсам, часто пугают доверчивых туристов.

Чайкинский тоннель называют ещё тоннелем желаний. Он самый короткий — всего 32 метра, и, чтобы мечта сбылась, нужно проехать по нему или пробежать задержав дыхание. Если сможешь — желание обязательно исполнится. Самый длинный и ровный тоннель — 778 метров — находится на станции Половинной.

Раньше, чтобы увидеть КБЖД, нужно было ехать на мотане — дизельном поезде, курсировавшем между Слюдянкой и станцией Порт Байкал. С 4 июля здесь запущен новый рельсовый автобус, он ходит по выходным: в субботу — по маршруту Слюдянка — Порт Байкал», а воскресенье обратно. Стоимость билета от и до всего 157 рублей с человека.

Вариантов отдыха на КБЖД несколько. Один из них — в субботу сесть в утреннюю электричку в Иркутске до Слюдянки (отходит от вокзала в 09.17), доехать до Тёмной пади, прогуляться пешком до Ангасолки — 3,5 км, и пересесть в рельсовый автобус. Если не гулять, то пересадку сделать в Слюдянке. Расписание составлено так, чтобы долго автобус не ждать. На нём можно доехать до конечной станции — Порт Байкал. Можно переночевать там, а на следующий день вернуться тем же маршрутом. В таком случае все красоты — только из окна поезда. Если нужно вернуться домой в тот же день, то из Порта Байкал ходит в Листвянку паром за 70 рублей, а оттуда — маршрутки в Иркутск.

Ещё один, более романтичный, вариант: выйти из автобуса на любой станции, пройти пешком по рельсам, потрогать своды тоннелей и галерей, выбрать место для ночёвки, поставить палатку, а в воскресенье сесть в обратный поезд — он идёт в Слюдянку после обеда.

Рельсовый автобус — это оснащённый двумя мерседесовскими двигателями по 600 л. с. каждый, комфортабельный дизельный поезд со столиками в вагонах, мягкими сиденьями, местами для рюкзаков и биотуалетом. Теоретически автобус может развивать большую скорость, но именно по КБЖД идёт медленно — от 25 км/ч до 45 км/ч. Ограничение объясняется тем, что рельсы проложены вдоль гранитных скал — возможны обвалы. Не далее как пару недель назад на пути упал большой камень. Из-за него вышла 4-часовая задержка: убирать препятствие весом 500 кг вызывали ремонтную бригаду.

Бояться обвалов, как и ходить через тоннели, не нужно: движение здесь редкое, мотаня — по будням и в воскресенье, автобус — по выходным, поэтому вероятность падения камней на вагоны чрезвычайно мала. Железная дорога — это единственный путь к цивилизации для жителей небольших посёлков вдоль Кругобайкалки. В советские времена здесь ходил грузовой поезд, на котором они завозили себе стройматериалы, мебель и другие тяжёлые и объёмные вещи. Сейчас такой возможности нет, и, например, дрова — это только валежник, который ещё нужно найти и привезти домой на дрезине.

У рельсового автобуса пока лишь 4 вагона, но всего за месяц поток пассажиров вырос; иногда туристам пару станций приходится постоять, что неудивительно при бюджетной цене билета. Стоимость специального экскурсионного поезда «всё включено» — от 3500 рублей. Но согласитесь, что гречневая каша с тушёнкой в котелке, ночёвка в палатке, песни у костра, купание в Байкале и тёплая компания — гораздо душевнее впечатлений из окна поезда и от ресторанных блюд.

Рубрики :