Толща воды и золото Колчака

Глубоководный аппарат «Мир-2» исследует «Титаник», затонувший в северной Атлантике в 1912 году.
Глубоководный аппарат «Мир-2» исследует «Титаник», затонувший в северной Атлантике в 1912 году.

Евгений Черняев, командир глубоководного корабля «Мир-2».
Евгений Черняев, командир глубоководного корабля «Мир-2».

Он видел глубины всех океанов мира, исследовал Байкал и Бермудские острова, провел бесчисленное количество уникальных подводных работ. А еще он открыл новые виды животных и нашел сокровища. Встреча нашего еженедельника с Евгением Черняевым, Героем России, командиром глубоководных кораблей «Пайсис» и «Мир-2», состоялась в Свирске.

Конечно, найти пресловутое золото Колчака в толще байкальских вод — не это было основной задачей глубоководного аппарата «Мир-2». Но Евгений Черняев вместе с одним из сторонников этой теории — историком из Бурятии Алексеем Тиваненко — погружался на дно озера шесть раз.

По одной из существующих версий, в годы Гражданской войны подразделения чехословацкого корпуса, захватившие (взявшие под охрану?) эшелон с золотым запасом России, во время сделки с большевиками в Иркутске выговорили условие, что часть золота они заберут с собой. Далее, следуя по Кругобайкальской железной дороге, чехословацкий состав потерпел крушение, и два последних вагона упали с откоса в воду. Кто-то сейчас утверждает, что именно в них и были золотые слитки.

Эту гипотезу и проверяли на дне озера. По окончании экспедиции историк заявил, что сокровища Колчака обнаружены! С его слов, во время погружений были найдены пудовые металлический бруски, которые, к сожалению, не удалось захватить манипулятором и поднять на поверхность. Это, по мнению Тиваненко, и была часть захваченного чехословаками золотого запаса России.

В конечном итоге его версия не подтвердилась.

— Мы действительно нашли под водой остатки вагонов, рельсы, фермы моста, который был взорван, — рассказывает Евгений Черняев. — Но у меня большой опыт исследования мест гибели кораблей, и я знаю, что когда на поверхности происходит внезапная катастрофа, то под водой оказывается много сопутствующих предметов, которые были на этом корабле. В Байкале же кроме фрагментов вагонов и железнодорожного полотна никаких других предметов той эпохи не было. Следовательно, были взорваны пустые вагоны. Например, для отвода глаз. Если у чехословаков и было с собой золото, то оно осталось не в Байкале. Кроме того, я находил и знаю, как выглядит золото под водой. Поэтому могу с уверенностью сказать, что металлические бруски, которые мы нашли, не были золотыми. Золото под водой имеет зеленоватый цвет и не блестит. Тиваненко же ориентировался на блеск, поэтому в каждой консервной банке ему мерещился клад.

Конечно, невозможно рассказать обо всем, что увидел и встретил наш герой за 4400 часов, в общей сложности проведенных в подводном мире. Но многое из этого наши читатели смогут прочитать в полной версии интервью с подводным капитаном — в следующем номере «СМ Номер один».

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments