Теперь украшает пляж

120 лет одному из старейших в мире ледоколов
25 июля 1900 года в торжественной обстановке, с молебном, ледокол был спущен на воду, а уже 1 августа включился в дело.
25 июля 1900 года в торжественной обстановке, с молебном, ледокол был спущен на воду, а уже 1 августа включился в дело.

Фото из экспозиции музея: «Преймак И.С., прораб реставрационной артели, у корабельной пушки, подаренной для ледокола «Ангара» моряками Тихоокеанского флота. Сентябрь 1990 г.».
Фото из экспозиции музея: «Преймак И.С., прораб реставрационной артели, у корабельной пушки, подаренной для ледокола «Ангара» моряками Тихоокеанского флота. Сентябрь 1990 г.».

Окончание. Начало в прошлом номере. 

Аварийная зимовка

— Инцидент, во время которого ледокол «Ангара» мог быть безвозвратно потерян для потомков, случился 25 декабря 1929 года, — рассказывает заведующий отделом «Ледокол «Ангара» Иркутского краеведческого музея Иван Беспалов. — Недалеко от Ушканьих островов корабль напоролся на мель. Итог — шестиметровая пробоина, проходившая через котельную и машинное отделение. Спасло судно то, что в месте крушения было не очень глубоко, и оно не затонуло. Перезимовав на месте аварии, «Ангара» к началу следующего сезона была наспех отремонтирована — дыру просто залили цементом. Ходила так целую навигацию. Потом, когда экипаж просто наотрез отказался выходить в рейс из-за плачевного состояния корпуса, было решено поставить корабль на капиталку.

Во время Великой Отечественной войны экипаж судна почти наполовину состоял из женщин — они работали и кочегарами, и масленщиками, и грузчиками. Работы хватало — за навигацию перевозили до 40 тысяч тонн груза. Его каждый раз брали намного больше, чем было заявлено в характеристиках. Бочки с рыбой, как вспоминали старожилы, стояли не только в трюмах, но и прямо на палубе. Кочегары, которых в штате было 18, трудились не покладая рук. За каждый час нужно было перекидать 2 тонны угля. А работали днем и ночью. Температура у котлов достигала 50 градусов по Цельсию.

Капитаном в те непростые годы был назначен 27-летний Георгий Васильевич Лазо, самый молодой за всю историю корабля. Под его началом судно ходило до конца 1949 года. Потом «Ангару» поставили на очередной капремонт, затянувшийся на целое десятилетие. На воду ветеран был спущен в год своего 60-летия, но отработал только две навигации. В дальнейшем пароход был исключен из состава флота «в связи с износом оборудования».

Второе рождение. Из «ржавого балласта»

«В 1967 году ледокол передали Иркутскому областному комитету ДОСААФ, — читаем в Иркипедии. — Отбуксировали в Иркутское водохранилище. Сначала «Ангара» стояла в заливе на 21-м, потом на 28-м километре Байкальского тракта. В 1975-м ДОСААФ отказался от «ржавого балласта». Что делать с легендарным кораблем, не знал никто. Накануне празднования 60-летия Октябрьской революции горисполком принял решение о восстановлении судна и об открытии на нем музея истории революции и Гражданской войны в Сибири. Корабль отбуксировали сначала в залив у плотины ГЭС, затем — на водохранилище у Мельничной пади, где из-за сильного ветра он опрокинулся набок и наполовину затонул. В воде легендарный ледокол провел несколько лет. Общественность города искала способы привлечь внимание властей к погибавшему кораблю, найти средства на его восстановление.

В мае 1987 года облисполком директивно предложил: «Иркутскому горисполкому совместно с Восточно-Сибирским речным пароходством рассмотреть возможность реставрации и использования ледокола «Ангара». Чиновники отнеслись к этому без энтузиазма, ссылались на отсутствие денег, технические причины...

Читаем дальше в материале об истории ледокола, размещенном на сайте музея...

«Восстановление «Ангары» по проекту механика-наставника В.Н.Брянцева объединением «Лад» началось, если можно так выразиться, авантюрно, не имея еще достаточно денежных средств. От Н.Ф.Салацкого, зампредседателя президиума областного отделения ВООПиК, требовались немалая смелость и решительность, для того чтобы отдать распоряжение о начале работ на ледоколе... На счет поступали пожертвования от граждан, перечисления от предприятий, организаций. 300 тысяч рублей отправлено из Москвы советским Фондом мира (А.Карпов); областным отделением ВООПиК была проведена благотворительная лотерея, и 115 тысяч рублей от прибыли пошло на реставрацию «Ангары». 300 тысяч рублей — добровольные взносы предприятий и организаций города и области...»

И началось возрождение ледокола. В январе 1989 года жители микрорайона Солнечного увидели на ледоколе сполохи от газорезки и сварки. За сравнительно короткое время была заменена палуба в нескольких местах, изготовлена рубка, установлены мачты, леера. Ледокол на глазах обретал былые изящные контуры. Работы шли и в машинно-котельном отделении.

С 8 до 23 часов без выходных трудились бригады мастеров. И осенью 1990 года, ровно 30 лет назад, состоялось второе рождение «Ангары» — отреставрированный ледокол занял почетное место в заливе ГЭС, у специально построенного пирса в микрорайоне Солнечном. Торжественная церемония по случаю открытия прошла весной 1991 года.

И сейчас на ходу

 — Мы очень хотели с размахом отметить годовщину нашего ледокола, — с некоторой грустинкой рассказывает Иван Беспалов. — Но, к сожалению, пандемия внесла коррективы. В итоге празднуем скромненько, но со вкусом. Приглашаем иркутян и гостей города в наш музей.

В целом, несмотря на солидный возраст и все перенесенные тяготы и лишения корабельной жизни, «Ангара» находится в приличном состоянии. Как говорят специалисты, судно, если будет нужда, вполне можно поставить на ход — естественно, при хорошем финансировании. Удивительное дело, но при детальном осмотре заявленная толщина так называемого ледового пояса, которая составляет 25 мм, сократилась совсем незначительно — в среднем на полтора миллиметра. Это за 120 лет! У судов, которые ходят по соленым волнам, этот показатель становится плачевным за гораздо меньший срок. Пресная вода все-таки менее губительна для металла.

С начала этого года с экспозицией на корабле-юбиляре познакомилось более четырех тысяч человек. Если учесть перерыв на коронавирусный карантин, цифра вполне достойная. За весь 2019-й здесь побывало около 30 тыс. посетителей, то есть 70—90 человек в день. Очень много детей, которые, завидев «красивый кораблик», ведут сюда родителей, бабушек и дедушек. Любят здесь бывать туристы из западных регионов России, а также иностранцы.

С 1993-го по 1997 год  помещение «Ангары» арендовала редакция газеты «Номер один». Специально для журналистов оборудовали нижнюю палубу, которую в шутку называли трюмом. На средней палубе работал технический персонал редакции, на верхней — руководство. За четыре года корабль не раз посещали репортеры столичных и зарубежных изданий, которые живо интересовались как необычной редакцией, так и зарождением газеты новой формации.
С 1993-го по 1997 год помещение «Ангары» арендовала редакция газеты «Номер один». Специально для журналистов оборудовали нижнюю палубу, которую в шутку называли трюмом. На средней палубе работал технический персонал редакции, на верхней — руководство. За четыре года корабль не раз посещали репортеры столичных и зарубежных изданий, которые живо интересовались как необычной редакцией, так и зарождением газеты новой формации.