Теперь украшает пляж

120 лет одному из старейших в мире ледоколов
Уникальное фото: гигант ледокол-паром «Байкал», вмещавший в трюм до 27 груженых ж/д вагонов (в центре), и «Ангара» вместе на пристани в Листвянке (фото начала XX века).
Уникальное фото: гигант ледокол-паром «Байкал», вмещавший в трюм до 27 груженых ж/д вагонов (в центре), и «Ангара» вместе на пристани в Листвянке (фото начала XX века).

После гибели «Байкала», в августе 1918 года расстрелянного из пушек белочехами, «Ангара» в одночасье стала самым большим плавсредством на Священном море.
После гибели «Байкала», в августе 1918 года расстрелянного из пушек белочехами, «Ангара» в одночасье стала самым большим плавсредством на Священном море.

В этом, собственно, нет ничего предосудительного: старейший из сохранившихся ледоколов в мире, один из пяти судов этого предназначения дореволюционной постройки ледокол «Ангара» уже 30 лет пришвартован у специального пирса в иркутском микрорайоне Солнечном, рядом с популярным местом отдыха горожан. В августе палубу знаменитого корабля-музея вновь украсили разноцветные праздничные сигнальные флажки — ровно 120 лет назад в Листвянке его со стапелей спустили в воды Священного моря.

«Ангару» начали строить еще в конце XIX века в английском Ньюкасле, на судоверфи компании с весьма солидным названием «Сэр В.Г.Армстронг, Витворт и Ко». Резонный вопрос: почему именно здесь, ведь создание подобного судна было вполне по силам и местным корабелам из Санкт-Петербурга? Все объясняется просто: англичане предложили лучшие условия заказчику, коим в лице Комитета по постройке Сибирской железной дороги выступило царское правительство России.

Как необходимое дополнение к «Байкалу»

За два года до этого «Амстронг» уже выполнил подобный заказ, создав паром-ледокол «Байкал». Оба корабля предназначались именно для Священного озера и именно для нужд железнодорожников. Дело в том, что в те годы, с 1896‑го, шло строительство Кругобайкальской железной дороги и сложности при ее возведении — 39 тоннелей, огромное количество насыпей и других сооружений — заметно тормозили работу. Решено было запустить на этом участке большой паром для перевозки целых эшелонов — так на Байкале появился «Байкал» (уж простите за эту невольную игру слов).

Однако почти сразу стало ясно, что с метровыми льдами на озере этот паром-ледокол справляется с огромным трудом. Вибрация, которая возникала при этом, могла стать причиной, к примеру, схода с рельсов вагонов, находившихся внутри судна. Нужен был помощник, и таким стала «Ангара» — более легкий, а стало быть, и более маневренный корабль ледокольного типа (именно так по документам).

Корпус и все детали «Ангары» сделали в Англии, а вот сборку проводили в Листвянке, куда груз доставлялся буквально всеми существовавшими тогда видами транспорта — и водными, и железнодорожными, и гужевыми. Работы шли ускоренными темпами, среднесуточное число рабочих на стройке — 290. Руководил процессом приехавший из Англии инженер Ханди. Затраты по документам — 770 704 рубля. 25 июля 1900 года в торжественной обстановке, с молебном, ледокол «Ангара» был спущен на воду, а уже 1 августа включился в дело. Первым капитаном судна был Иоганн Фридрих Мазур.

Со своей задачей извечный тандем (тут следует вспомнить известную легенду о дочке Ангаре, сбежавшей к жениху от своенравного папаши Байкала) справился. «Байкал» обладал немыслимой по тем временам грузоподъемностью — мог перевезти целый состав из 27 вагонов вместе с паровозом, в «Ангару» входило до десяти вагонов.

Кстати, по мнению историков, байкальские ледоколы в какой-то мере повлияли на итоги Русско-японской войны 1904—1905-х годов. Да, Россия тогда все равно капитулировала, однако представьте, какие могли быть последствия, если бы к арене сражений не были переброшены из Европы десятки тысяч солдат и множество единиц боевой техники. Через самую большую водную преграду в Сибири все это перевозилось как раз «Байкалом» и «Ангарой». Работали практически в авральном режиме. Первый брал на борт за рейс до 3000 пассажиров, не отставала от флагмана и его спутница, справлявшаяся с разовым пассажиропотоком в тысячу человек, хотя по документам в обоих случаях живого груза должно было быть примерно в четыре раза меньше.

Самый большой после расстрела белочехами

Сделав дело, для которого она, собственно, и была построена, «Ангара» в 1906 году ушла на длительный покой — 10 лет простояла в порту на «консервации». Для сравнения: «Байкал» за это время сделал больше 4 тысяч рейсов, «Ангара» — только 11. Корабль был в полной готовности выйти в рейс, но потребности не было, да и у местного начальства не хватало средств на содержание сразу двух больших кораблей. После Октябрьской революции 1917 года судно национализировали и на первых порах использовали для пассажирских перевозок, а чуть позже, с началом Гражданской войны, — как боевой корабль, снабдив двумя 6-дюймовыми пушками и четырьмя пулеметами.

После расстрела белочехами ледокола «Байкал» в августе 1918 года «Ангара» в одночасье стала самым большим плавсредством на Священном озере. За кораблем, естественно, велась круглосуточная охота захватившими в то время власть на берегах Байкала белыми. Повторять судьбу «большого брата» командование не захотело, и после некоторых маневров в заливах озера «Ангара» перешла на сторону противника. Таким образом удалось сохранить и само судно, и жизнь членов экипажа.

А 6 января 1920 года, незадолго до очередной смены власти в Прибайкалье, на борту «Ангары» произошло массовое убийство: привезенных из иркутской тюрьмы сторонников политцентра, противостоявшего правительству Колчака, по одному оглушали деревянной колотушкой и выбрасывали в воды озера на пути между пристанью Байкал и Листвянкой. Всего тогда был казнен 31 человек.

Продолжение — в следующем номере.

30 лет назад, в ноябре 1990 года, один из старейших из сохранившихся ледоколов в мире — ледокол «Ангара» — был пришвартован у специального пирса в иркутском микрорайоне Солнечном, рядом с популярным местом отдыха горожан.
30 лет назад, в ноябре 1990 года, один из старейших из сохранившихся ледоколов в мире — ледокол «Ангара» — был пришвартован у специального пирса в иркутском микрорайоне Солнечном, рядом с популярным местом отдыха горожан.