Тем, кто не долетел

Завтра в Тайтурке откроется памятник погибшим летчикам
Освящение памятной закладки 20 августа 2016 года на месте будущего памятника.
Освящение памятной закладки 20 августа 2016 года на месте будущего памятника.

Три года назад на окраине поселка Тайтурка, что в Усольском районе, была установлена мраморная глыба. На глыбе закрепили титановую пластину, изготовленную Иркутским авиазаводом. Надпись на ней: «На этом месте будет установлен памятник экипажам, погибшим при перегоне самолетов в годы Великой Отечественной войны».

Завтра, 16 августа, жители Тайтурки будут праздновать День поселка. В праздничной программе — открытие памятника летчикам, средства на который собирали всем миром. Об этом нерядовом событии «СМ Номер один» расскажет в следующем номере газеты. А сейчас — немного исторических сведений.

На обширном пространстве между реками Белой и Ангарой в 1938 году началось строительство двух аэродромов — Северного и Южного. Между ними был заложен поселок Средний. Стройкой руководил иркутский инженер Яков Матвеевич Подашев. Одновременно строился грунтовый аэродром близ Усть-Орды.

По окончании строительства 165-й резервный авиаполк, базировавшийся на станции Бада в Забайкалье, переформировали. Три его бомбардировочные эскадрильи прибыли на Белую, еще три — истребительные — перелетели в Усть-Орду (позже две из них также «прописались» на Белой). Так появился 23-й запасной бомбардировочный полк, в котором началось обучение летчиков, штурманов и стрелков-радистов.

С января 1941 года Иркутский авиазавод начал выпуск пикирующих бомбардировщиков Пе-2 (всего завод выпустил 730 этих машин). С того момента на Белой самолеты гудели круглые сутки (ночью моторы прогревали). Обучение шло интенсивно: отрабатывались взлет-посадка, пикирование, бомбометание. К несчастью, не обошлось тогда без жертв.

За год — с декабря 1941-го по декабрь 1942 года — случилось 15 авиа-катастроф, в которых погибли 36 человек. Под одним самолетом в воздухе взорвалась бомба — экипаж из трех человек поглотила река Белая. Еще один экипаж разбился и похоронен в трех километрах от села Ользоны Баяндаевского района. Поскольку на территории воинского гарнизона захоронений нет, остается предположить, что еще 30 наших летчиков упокоены на деревенских кладбищах Усольского района...

Увы, свидетелей тех трагических событий уже не осталось, установить могилы летчиков сейчас невозможно. Но оказывается, и через 70 с лишним лет минувшая война открывает тайны. Благодаря усилиям красноярского историка авиации Вячеслава Филиппова и иркутского журналиста Михаила Денискина в архивах найдены имена погибших — отныне они навечно высечены на гранитной плите.

Удалось отыскать и родственников двух летчиков — завтра они примут участие в торжественном открытии памятника на крутом берегу Белой.

1942 год. Курсанты у полковой столовой на Белой: первый слева — командир экипажа Евгений Дергунов (через несколько месяцев 21-летний сержант погибнет в тренировочном полете).
1942 год. Курсанты у полковой столовой на Белой: первый слева — командир экипажа Евгений Дергунов (через несколько месяцев 21-летний сержант погибнет в тренировочном полете).