«Театральное Приангарье»: премьера удалась

Как прошел первый областной фестиваль театра
На первом областном фестивале «Театральное Приангарье», объединившем в областной столице как профессиональные, так и любительские коллективы, успешно выступили и взрослые, и юные актеры.
На первом областном фестивале «Театральное Приангарье», объединившем в областной столице как профессиональные, так и любительские коллективы, успешно выступили и взрослые, и юные актеры.

В Год театра иркутский регион получил небывалый подарок: состоялся первый областной фестиваль «Театральное Приангарье», объединивший в областной столице как профессиональные, так и любительские коллективы.

30 спектаклей за 4 дня

Никто не рискнул бы давать прогнозы, насколько содержательным или бледным окажется пробный опыт. Теперь уже можно с уверенностью сказать, что скептики промахнулись, фестиваль прошел успешно, при большом скоплении публики, с участием авторитетных экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга. Делегатами фестиваля стали 26 коллективов из восьми населенных пунктов, которые за четыре дня показали тридцать спектаклей.

Как и предвидел накануне главный режиссер Черемховского драматического театра Дмитрий Акимов, масштабный слет театралов разных калибров и мастей представил собой своеобразный срез театральной жизни региона. Познакомил и подружил разрозненные театральные команды, заложил возможности для формирования единого театрального пространства Приангарья.

Фестиваль еще раз подтвердил, что иркутская земля — театральная территория. Даже в самых отдаленных от центров уголках театром увлечены сотни людей. По данным официальной статистики областного Дома народного творчества, театральное Приангарье — это, помимо профессионалов, 636 любительских коллективов театрального искусства в 42 муниципалитетах. Эта цифра включает 362 детские команды, 55 взрослых и 219 таких, где участвуют как взрослые, так и дети. Художественным словом занимаются в 222 коллективах, драматическим жанром — в 208, самодеятельных театров миниатюр — 152, кукольных — 49, музыкальных — 5. В этой любительской компании 33 коллектива удостоены звания народных, 7 — образцовых, народный театр-студия «Люди» в Байкальске и народный театр «Факел» в Ангарске объявлены заслуженными коллективами народного творчества Российской Федерации. Общее количество людей, влюбленных в театр, составляет 9500 человек. По армейским меркам — целая дивизия.

Конечно, не все смогли стать гостями фестиваля. Но то, что его география охватила не только Иркутск, Ангарск, но и дальнюю Зиму, Братск, Усть-Илимск, Нижнеудинск и даже поселок Магистральный в Казачинско-Ленском районе, отрадно и многообещающе.

Познавательный аспект

Организаторы фестиваля — Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова и министерство культуры и архивов Иркутской области — постарались наполнить фестивальные дни познавательными мероприятиями. Для гостей были организованы экскурсии в Дом-музей декабристов, в Музей Валентина Распутина, поездки на Байкал. В рамках фестиваля охлопковцы провели два мастер-класса, которые охотно посетили как профессионалы, так и артисты любительских театров. Актер труппы Иван Гущин преподал урок по сценическому движению, а педагог Галина Турчанинова-Родина постаралась помочь в совершенствовании навыков сценической речи.

Объяснимый интерес вызвали круглые столы, модераторами которых выступили столичные эксперты.

Театральный критик, генеральный директор ТКЦ «Театр-Информ», продюсер федерального фестиваля «Театральный Олимп» Ольга Сенаторова пригласила журналистов и руководителей театров к разговору о социально-культурном аспекте в деятельности театров. С тех пор как театр был вынужден встать на коммерческие рельсы и бороться за зрителя всеми мыслимыми и немыслимыми средствами, он порой стал забывать о социальной ответственности, считает театровед. На это, по мнению Ольги Сенаторовой, у российского театра нет морального права. Ведь именно он в состоянии оказывать на людей влияние, овладевая всецело сердцем зрителя, его сознанием, меняя мировоззрение и оценки. Критик убеждена, что в этом заключается высокая и ответственная миссия театра. И это особенно важно в условиях так и не сформированной до сих пор общей национальной идеи. Некоторые участники круглого стола отважились поспорить с таким подходом. Театральный критик из Санкт-Петербурга Андрей Пронин не торопился бы возлагать на театр вериги национального спасителя. Тем более — единственного. Театр не может пускаться в назидания взрослым людям, не может и не должен становиться проповедником, забывая свои природные — художественные задачи.

На следующий день театральный критик, журналист, соучредитель санкт-петербургской премии для молодых «Прорыв», программный директор фестиваля «Точка доступа» Андрей Пронин поделился с аудиторией своими знаниями в области инновационных поисков в современном российском театре. Рассказал о новейших тенденциях и направлениях в театральной стилистике и формотворчестве. В докладе Андрея Львовича предстали перед слушателями театральные новшества третьего тысячелетия: визуальный театр, иммерсивный, сайт-специфический, ремоут — театр спектакля-путешествия вообще без артистов; театр нон-фикшн, в котором «играют» реальные люди из жизни; плейбэк-театр, в котором зрителю показывают его самого; театр-форум, когда проблематику спектакля тут же обсуждает публика — и это становится частью действия.

Размах амплитуды

Конечно, для зрителя фестиваль был невероятно интересен как пестрый калейдоскоп всевозможных театральных исканий. Ну, разве не любопытно было оценить попытку пластического осмысления поэтической драмы Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» театром танца Владимира Лопаева «PROдвижение», который полностью отказался от вербального текста и постарался выразить жгучие испанские страсти языком тела? Или увидеть практически неизвестную пьесу Никиты Воронова «Страсти по Торчалову» в оригинальном прочтении народного театра «Чудак» из Ангарска? Конечно, внимания заслуживает и постановка детской студии «Иллюзион» из Зимы, где отважились инсценировать острую повесть Владимира Железникова «Чучело» и сделали это с большим эмоциональным накалом, искренностью и мужеством. Интересным было и знакомство с пьесой «Озноб», которую написал о событиях Гражданской войны и воплотил с юными актерами театра «Под знаком Водолея» их руководитель Владимир Скороходов. Исторический материал, оживший в ярких характерах и драматических судьбах, уже не отстраненным, а близким и понятным стал и для исполнителей, и для зрителей в зале.

Жанровое ассорти, отраженное афишей фестиваля, своим разно­образием угодило бы самому взыскательному ценителю театра. Тут были классика XIX века и культовые пьесы советского периода, инсценировки прозы и авторские новинки от исполнителей, комедии, водевили, мюзиклы и сказки. Заслуженный коллектив народного творчества России ангарский театр «Факел» выступил в творческом содружестве с профессиональным Театром пилигримов, причудливо сочетав драматическое действие с музыкальной тканью в постановке «Мать богов» по произведению Валерия Хайрюзова. Иркутский театр кукол «Аистенок» порадовал знакомством с эстетикой древнекитайского театра пестрых теней, в которой красочно раскрылись доброта и мудрость русской сказки и славянской мифологии. Выбирать из предложенного сценического ассортимента театралам было непросто, хотелось увидеть все.

Творческие победы

Хотя формат областного фестиваля не предполагал конкурсного подхода и раздачи призов, все же некоторые работы участников удостоились особенно лестных отзывов экспертов.

Иркутский театровед Арнольд Беркович с большой теплотой отозвался о «Золушке» образцового детского коллектива из Братска — музыкального театра «Трубадур». С этой работой юные братчане взяли Гран-при на XXIV Петербургском всероссийском фестивале детских музыкальных театров «Сны, где сказка живет» в 2018 году.

Удивительно живой, очень театральной, по-доброму смешной оказалась инсценировка чеховского рассказа «Драма», которую создали и воплотили артисты народного театра «Современник» из поселка Магистрального Казачинско-Ленского района. Исполнительница главной роли графоманки Мурашкиной артистка с огромным сценическим стажем Валентина Воробьева сама составила текст «шедевра», который сочинила ее героиня, и он оказался органичным, курьезным, при этом драматургически напряженным и страстным. Труппа остроумно использовала приемы театра теней и выразительные аудиоэффекты, которые превратили кульминационную сцену в настоящий комический хоррор.

— Я по-хорошему удивлен, как автору сценической версии Ивану Гущину удалось выделить из текста оригинала, сумбурного и перегруженного излишним натурализмом, ту тему, о которой можно и нужно было говорить, — комментирует критик Арнольд Беркович. — От веселья к слезам и от слез к надежде ведет зрителя этот спектакль про горькую память далеких событий холокоста, не нажимая на национальный аспект, не впадая в излишнюю драматизацию, не спекулируя на ужасе или вине. Просто обращаясь к самым естественным человеческим чувствам. Четверо артистов, занятых в спектакле, создали образы, которые индивидуальны, интересны и вызывают глубокое сопереживание. Отметил я и удачные декорационные находки, и выигрышно подобранную музыку. И самое главное — искреннее, нежное отношение к судьбам героев, которое передается и залу.

Большое впечатление произвел на столичного ценителя спектакль «Брат Иван», которым Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова завершил фестивальную программу. Постановку Дмитрия Акимова по роману Достоевского «Братья Карамазовы» питерский эксперт Андрей Пронин назвал «спектаклем столичной выправки», подчеркнул свое сожаление, что эту работу почти не знают на просторах театральной России. Особенно впечатлила критика актерская удача исполнителя главной роли Василия Конева. Понравился и поэтически-мистериальный строй постановки, и человечное отношение к Ивану Карамазову, который обычно решается режиссерами как жесткая миронаказующая натура, не заслуживающая сочувствия и понимания.

Добрые отзывы заслужили «Сон в летнюю ночь» Иркутского театрального училища и «Вишневый сад» молодежного театра «Эксперимент», «Степной король Лир» ТЮЗа им. А.В.Вампилова и «Пять вечеров» Черемховского драмтеатра им. В.П.Гуркина, в котором московский театровед Ольга Сенаторова увидела и глубокое авторское прочтение драматургического материала, и оригинальное жанровое решение.

Значение фестиваля трудно переоценить. И участники, и эксперты пожелали ему продолжения.