Танки в городе!

По дороге из Лаоса в Наро-Фоминск эшелон с легендарными Т-34 сделал двухчасовую остановку в Иркутске
Все 30 танков, еще недавно принадлежавшие армии Лаоса, пребывают в исправном техническом состоянии. Конечный пункт их железнодорожного путешествия — Подмосковье.
Все 30 танков, еще недавно принадлежавшие армии Лаоса, пребывают в исправном техническом состоянии. Конечный пункт их железнодорожного путешествия — Подмосковье.

Алексей Татарников — любитель истории, знаток танкостроения. Чтобы взглянуть на знаменитые тридцатьчетверки и лично поприветствовать эшелон, иркутянин даже отпросился с работы.
Алексей Татарников — любитель истории, знаток танкостроения. Чтобы взглянуть на знаменитые тридцатьчетверки и лично поприветствовать эшелон, иркутянин даже отпросился с работы.

В понедельник на перроне городского вокзала в тридцатиградусный мороз и под звуки военного марша иркутяне встречали красавцев Т-34. Боевые машины в количестве 30 штук, еще недавно принадлежавшие армии Лаоса, держат путь в западную часть России, где их ждет судьба музейных экспонатов и кинореквизита. Поприветствовать именитую технику пришли сотни горожан. Мы же на волне интереса к боевой машине припомнили и историю нашего «Иркутского комсомольца». Оказывается, в скором времени памятник ждут перемены. Сейчас идут переговоры о передаче танка из ведения Минобороны в собственность города и рассматривается вопрос о включении его в единый реестр объектов культурного наследия.

Железнодорожный состав с необычным грузом прибыл к платформе станции Иркутск-Пассажирский в десять часов утра 14 января. Бравые курсанты и юнармейцы, рядовые горожане — несмотря на морозную, ветреную погоду, иркутяне встретили эшелон многочисленным митингом и под звуки оркестра.

— Сегодня, чтобы не пропустить это уникальное событие, я даже отпросился с работы, — говорит иркутянин Алексей Татарников. — Тема танков мне очень близка, я люблю историю, люблю фильмы о войне, о танкостроении. Мечтал служить, хотел стать снайпером, но был забракован по плоскостопию.

Из Лаоса в Наро-Фоминск

С Алексеем мы разговорились на железнодорожном перроне. Мужчина в танковом шлеме внимательно рассматривал боевые машины, охотно делясь впечатлениями.

— Боевая мощь танковой техники всегда производила на меня большое впечатление. Т-34 — это уникальные машины. Они словно батарейки, заряженные победой, их энергетику не передать словами.

Лично прийти на митинг и поприветствовать славные боевые машины счел нужным и пенсионер Георгий Дулинов.

— Сегодня, глядя на эти танки, я вспомнил своих предков, своих дедов, которые воевали за Родину. Помнить о подвиге советских солдат, рассказывать о нем детям — это наша задача, — убежден иркутянин. — Сам я служил в артиллерии в Чистых Ключах, не так давно принимал участие в съемках фильма «321-я Сибирская». Если когда-нибудь мне представится возможность поездить на танке, не откажусь — это моя мечта.

До недавнего времени все 30 бронированных машин, которые направляются сейчас в Подмосковье, стояли на вооружении Лаосской Народно-Демократической Республики. Договоренность о передаче техники была достигнута около года назад во время визита министра обороны Сергея Шойгу в Лаос. В Россию из Юго-Восточной Азии Т-34 добирались морем. Преодолев свыше 4,5 тысячи километров, танки прибыли во Владивосток 10 января. Далее — железнодорожный состав, Транссибирская магистраль. Конечный пункт поездки — подмосковный город Наро-Фоминск.

Интересно, что, по словам специалистов, техника, доставленная из Лаоса, была произведена не в СССР, а в Чехословакии. Отсюда и ряд конструктивных особенностей — в частности, несколько иная конфигурация башни. При этом все 30 танков пребывают в исправном состоянии и тем самым представляют особую ценность — действующих образцов Т-34-85 в стране осталось крайне мало. В дальнейшем раритетную технику ждет судьба музейных экспонатов и кинореквизита. Какие-то из танков будут участвовать в параде, какие-то — в съемках исторических кинолент.

— Эта легендарная техника снискала неувядаемую славу в годы Великой Отечественной войны, — отметил в ходе митинга Александр Попов, министр по молодежной политике Иркутской области. — Конечно, ее место не на переплавке. Ее место на постаментах славы, на съемках фильмов о войне.

В кино идет и стар и млад

К слову о кино, напомним, что сейчас в широком прокате идет российский фильм Алексея Сидорова «Т-34», повествующий о самоотверженном подвиге советского танкиста, младшего лейтенанта Николая Ивушкина. В кинотеатрах Иркутска кинолента собирает аншлаги.

— Да, фильм имеет колоссальный успех. И даже с окончанием новогодних каникул зрительский интерес к картине не ослабевает — аншлаги продолжаются, билеты на вечерние киносеансы часто раскупают задолго до показа фильма, — говорит Юлия Искра, менеджер по репертуарному планированию кинотеатра «Звездный». — Отличительная черта проката «Т-34» — большое число семейных выходов в кино, когда зрители приобретают не по 2—3, а, условно говоря, по 5—7 билетов. То есть люди идут на фильм всей семьей — с детьми и племянниками, с бабушками-дедушками. Отсюда и еще одно наблюдение — на волне интереса к «Т-34» в кинотеатре стало больше пожилых людей, зрителей старше 60 лет. Иногда с тросточками, иногда под руку с детьми, они тоже приходят на кинопремьеру, и нам, скажу честно, это особенно приятно.

«Берешь?» — «Беру!»

На волне интереса к славной боевой машине Т-34 мы решили припомнить и историю нашего «Иркутского комсомольца» — танка-памятника, который стоит в областном центре на углу улиц Советской и Декабрьских Событий. Образец легендарной техники под номером 4100855 занял свое место на постаменте славы более полувека назад. Открытие памятника в честь первой танковой колонны «Иркутский комсомолец», построенной на средства комсомольцев области, состоялось в мае 1967 года и было приурочено к 22-й годовщине Победы. Напомним, что с началом войны по всей стране стартовал сбор денег на постройку боевых машин. В Приангарье инициаторами такого движения стали комсомольцы завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева. Первая колонна танков «Иркутский комсомолец» была отправлена на фронт в апреле 1942 года, вторая — в марте 1943-го. Танк, установленный на пересечении двух иркутских улиц, в эти колонны не входил, но он тоже участвовал в боях Великой Отечественной войны и дошел до Праги.

О том, как этот танк появился в Иркутске, в одном из своих последних интервью рассказывал нашей газете ныне покойный Анатолий Коцарь, известный в области предприниматель и общественный деятель, занимавший некогда должность заместителя председателя горисполкома.

— Я был тогда секретарем Иркутского горкома комсомола. Мы занимались подготовкой проектов по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Зашла речь о работе в тылу, и оказалось, что Иркутск в этом плане был среди самых активных городов. Иркутские комсомольцы отправили на фронт целую танковую колонну. И тогда появилась идея увековечить этот тыловой подвиг молодежи, установив в Иркутске танк Т-34. Нужно было общаться с военными, и я улетел в командировку в Читу. Закончилась эта «операция» тем, что с заместителем командующего ЗабВО генерал-майором Обуховым (как сейчас помню) мы приехали на танковый полигон. Обухов показал мне танк Т-34, он был на ходу, мы сели в него, прокатились. «Берешь?» — спрашивает. «Беру», — отвечаю.

Сразу привезти его в Иркутск не удалось — нужно было приготовить танк для гражданских целей: снять с него пулемет, законсервировать пушку. Уже в Иркутске ему заварили люки.

Надо сказать, что установку танка в Иркутске восприняли с огромным энтузиазмом на всех уровнях власти, а особенно тогдашний председатель горисполкома (по-нынешнему мэр города) Николай Францевич Салацкий. Он был фронтовиком, и проекту по установке танка была открыта зеленая улица. Существовало несколько предложений по месту установки: возле сквера Кирова, еще где-то. Но Салацкий сказал: «Знаешь что, Толя, давай его поставим так, чтобы он орудием смотрел на улицу Советскую и все гости, которые приезжают к нам в Иркутск, вспоминали, какой ценой нам досталась победа».

На чьем балансе танк?

Радуя уже которое поколение юных горожан и напоминая иркутянам о героическом подвиге советских граждан, танк стоит на постаменте пятьдесят с лишним лет. Ежегодно накануне 9 Мая силами волонтеров, представителей общественных организаций и предприятий города танк моют, подкрашивают, приводят в порядок. При этом числится он не на балансе города, а на балансе Минобороны. Сейчас, как поясняют в мэрии, идут переговоры о передаче памятника в собственность муниципалитета.

Интересно, что по информации пресс-службы регионального правительства, с 1967 года танк имел статус памятника культурного наследия всесоюзного, а после федерального значения. Из этого списка он был исключен в 1997 году указом главы государства. В последующие годы памятник не стоял на охране, а значит, за его повреждение или снос никто не понес бы ответственности. И только в прошлом году приказом службы по охране объектов культурного наследия области танк Т-34 был внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Сейчас, как поясняют в службе, идет процедура по включению выявленного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве памятника регионального значения. Вопрос должен решиться в ближайшее время.

Несмотря на ветер и тридцатиградусный мороз, Иркутск встретил эшелон многочисленным митингом.
Несмотря на ветер и тридцатиградусный мороз, Иркутск встретил эшелон многочисленным митингом.