Табу на сотовые

Российским школам рекомендуют ограничить учеников в возможности пользоваться телефонами
Александр Ханаров, победитель областного конкурса «Ученик года — 2018», студент МГИМО: «В отношении учеников средних и старших классов, мне кажется, нужна определенная гибкость. Все-таки у ребят активных, вовлеченных в различные проекты, как внутришкольные, так и городские, действительно есть необходимость всегда быть на связи. Хотя бы на переменах».
Александр Ханаров, победитель областного конкурса «Ученик года — 2018», студент МГИМО: «В отношении учеников средних и старших классов, мне кажется, нужна определенная гибкость. Все-таки у ребят активных, вовлеченных в различные проекты, как внутришкольные, так и городские, действительно есть необходимость всегда быть на связи. Хотя бы на переменах».

Памятка для учеников, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятного воздействия мобильных телефонов (из методических рекомендаций)

1. Исключение ношения мобильных телефонов на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
3. Максимальное удаление сотовых телефонов от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
4. Максимальное ограничение звонков в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

Александра Приемских, педагог-психолог: «Я поддерживаю идею об ограничении использования сотовых в школе и рассматриваю эту меру в том числе как профилактику зависимостей от мобильных устройств».
Александра Приемских, педагог-психолог: «Я поддерживаю идею об ограничении использования сотовых в школе и рассматриваю эту меру в том числе как профилактику зависимостей от мобильных устройств».

Перевод устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательное учреждение, организация мест хранения сотовых, ограничения использования школьниками телефонов во время учебного процесса — с такими рекомендациями, разработанными вместе с экспертами, выступают представители министерства просвещения. Следовать им или нет, в городах и регионах будут решать самостоятельно.

Информация о новых методических рекомендациях была опубликована на сайте Министерства просвещения на прошлой неделе. Подчеркивается, что предложения разработаны с целью «профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса». При этом авторы рекомендаций ссылаются на результаты исследований российских ученых, которые подтверждают негативное влияние мобильных телефонов на здоровье учеников «в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна». А также на анализ международного опыта и итоги соцопроса, согласно которому 61% российских учеников, 89% родителей и 90% педагогов поддерживают данную инициативу.

Интересно, что ряд регионов и муниципалитетов уже отреагировали на рекомендации Министерства просвещения. Например, в Мурманской области такие меры одобрили, а в Москве, напротив, нет. В школах столицы вводить ограничения на использование сотовых не планируют. Что касается Иркутской области, то пока представители профильного министерства от комментариев воздерживаются. Стоит ли учеников лишать сотовых в школах? С просьбой оценить рекомендации мы обратились к иркутским экспертам — педагогам, психологам, представителям общественности.

Александр Соболев, отец пятерых детей, член Общественной палаты Иркутской области, руководитель благотворительного фонда «Оберег»:

— Я поддерживаю идею ограничения использования телефонов в школе. И не только на уроках, но и на переменах. Как волонтер, я регулярно читаю лекции в школах нашего региона. И если в деревнях ситуация немного лучше, то в городах порой становится страшно: после звонка 90% учеников достают «черное зеркало» и общаются с ним, а не с одноклассниками. К тому же дети не настолько дисциплинированы и зачастую забывают ставить беззвучный режим, что сильно отвлекает за короткие 40 минут урока.

Единственное: в случае медицинских или иных веских причин по заявлению родителей на имя директора право детей на использование телефонов, разумеется, оставлять необходимо.

Александра Приемских, педагог-психолог:

— Прогрессирующая зависимость от гаджетов, от игр на мобильных устройствах — это беда современных детей. И если говорить конкретно о телефонах, то таковые воспринимаются ими не как средство связи, а прежде всего как источник развлечений. Не зря мы, мамы учеников, часто сетуем, что дети забывают нам отзвониться, своевременно выйти на связь, но при этом не забывают, как только прозвенит звонок, взять в руки телефоны и погрузиться в игры, ролики, социальные сети. И это не способствует ни здоровому зрению, ни концентрации внимания. Плюс дети теряют интерес к живому общению. И это очень печально. Получается, что игра в телефоне с уже заданными правилами избавляет детей от необходимости придумывать, размышлять, выстраивать взаимоотношения. Поэтому да, я поддерживаю идею об ограничении использования сотовых телефонов в школе. И рассматриваю эту меру в том числе как профилактику зависимостей от мобильных устройств. Что касается методов, я не вижу ничего плохого в введении четких и конкретных правил. Другое дело, что прежде чем устанавливать ограничения, нужно обязательно объяснить детям, для чего такие правила нужны, почему необходимы.

Галина Крюкова, ветеран педагогического труда, председатель областного совета ветеранов образования:

— Я поддерживаю такую меру, считаю ее правильной и своевременной. Телефоны отвлекают ребят от образовательного процесса, оказывают негативное влияние на психологическое самочувствие. Ограничения в использовании мобильных телефонов лишь улучшат процесс усвоения знаний, повысят качество образования, устранят один из отвлекающих факторов. У меня шестеро внуков, и четверо из них школьники. И я целиком и полностью приветствую эту идею.

Александр Ханаров, победитель областного конкурса «Ученик года — 2018», студент МГИМО:

— Я считаю, что в целом введение ограничений вполне оправданно. В особенности для учеников младших классов, которые легко отвлекаются, которым сложно сконцентрироваться. Я сейчас преподаю в летнем лагере, и у меня на сей счет железное правило — во время занятий никаких сотовых. Что касается учеников средних и старших классов, то здесь, мне кажется, нужна определенная гибкость. Все-таки у ребят активных, вовлеченных в различные проекты, как внутришкольные, так и городские, действительно есть необходимость всегда быть на связи. Хотя бы на переменах. Кстати, в нашей школе такая практика применялась — перед началом урока мы складывали свои телефоны в обычную большую коробку с отсеками, а когда занятие заканчивалось — забирали. При этом на некоторых уроках, когда мы были заняты самостоятельной исследовательской работой, нам разрешали пользоваться телефонами для выхода в сеть Интернет. Это очень помогало в проверке сведений, в поиске нужной информации.

Леонид Кулик, учитель истории и обществознания школы № 5 города Шелехова, председатель совета молодых педагогов Иркутской области:

— Вопрос неоднозначный, единое решение найти непросто. С одной стороны, сотовые телефоны и правда отвлекают. Кто-то кого-то фотографирует, кто-то заглядывает в почту, проверяет соцсети. С другой — в условиях современности без мобильных телефонов сложно обойтись. Более того, дозированно, при разумном подходе смартфоны и в образовательном процессе можно применять во благо. Например, за счет технологий дополненной реальности, современных систем тестирования. В любом случае категорический запрет на использование сотовых в стенах школы, я считаю, не выход. Если говорить конкретно об учениках младших классов, то, возможно, стоит призвать мам и пап к приобретению самых обыкновенных кнопочных аппаратов. Это исключит и игры, и ютуб-каналы. Но я полностью за то, чтобы применять беззвучный режим. Как школьниками, так и, разумеется, самими учителями.

Валентина Федосеева, председатель Иркутского областного профсоюза работников народного образования и науки РФ:

— На уровне каждого отдельно взятого образовательного учреждения ввести ограничения на использование сотовых телефонов, я считаю, допустимо. Все правовые основания для этого есть. Главное — избежать перегибов. Например, приходить в школу с мобильными телефонами, на мой взгляд, абсолютно приемлемо, а вот пользоваться ими во время уроков — нет. Каждая школа ответственна за качественную реализацию образовательной программы. А сотовые, которые отвлекают и учеников, и учителей, качественному усвоению знаний не способствуют. Нередко они становятся и причиной конфликтов. Например, в конце прошлого учебного года к нам обращалась учительница одной из школ области, попавшая в неприятную ситуацию. Ее ученица во время урока отвлекалась на сотовый, на неоднократные замечания педагога не реагировала. В итоге учительница забрала телефон и вернула девочке на перемене. А ученица потом сказала, что в результате инцидента на экране мобильного появилась трещина. Далее — разговор с родителями, директором, администрацией. К счастью, обошлось без взысканий, без увольнений. Ситуация разрешилась. Но всего этого можно было бы избежать, действуй в школе правило об ограничении использования сотовых на уроках.

В некоторых российских школах, в том числе иркутских, ученики перед началом занятий складывают свои телефоны в специальную коробку.
В некоторых российских школах, в том числе иркутских, ученики перед началом занятий складывают свои телефоны в специальную коробку.