Сыр от продюсера Никиты Россова

Агрофирма из Хомутово попала в ТОП-8 лучших студенческих предпринимательских проектов России
Никита за прилавком в сыроварне
Никита за прилавком в сыроварне

О фермере Никите Россове и его фирме «Милаша» газета «Копейка» рассказывала прошлым летом. Напомним, молодой человек разводит коз совмещая работу с учёбой во ВГИКе. Никита увлечён идеей социального предпринимательства — когда бизнес может быть полезен не только его владельцу, но и окружающим людям, и своему району. Всего за полгода мечты Никиты начали воплощаться в реальность. Его проект школьных экскурсий «Милашины друзья» поддержали в министерстве молодёжной политики Иркутской области, и уже в апреле на ферму смогут приехать любознательные школьники. Начала работать собственная сыроварня, продукция выпускается под брендом «Продукты Приангарья». А на днях стало известно, что «Милаша» попала в число лучших студенческих предпринимательских про-------ектов России конкурса GSEA 2020, фи----нал которого проходил в Москве.

О гражданской позиции

Никита, расскажи, насколько престижно получить такую премию…

— Заявки на конкурс подают именно люди, которые учатся в вузах и одновременно занимаются предпринимательской деятельностью. В этом году со всей страны подали около 800 заявок, и лучшие были отобраны в ТОП-8. Я был единственным представителем сельского хозяйства и в итоге получил приз зрительских симпатий. А победитель один — ему достались денежная премия и возможность представлять Россию на международном финале.

Чем этот конкурс помог тебе?

— Я даже не ожидал, с каким уровнем там столкнусь. Ну вот какая ассоциация приходит на ум, когда говорят «студент-предприниматель»? Ничего серьёзного, да? А я встретился там со сверстником, который занимается IT-инновациями и работает с электронными системами банков. С владельцем медицинской лаборатории. С основателем сети школ софт-скилс — популярного нынче движения по развитию у молодёжи навыков коммуникации, лидерства, финансовой грамотности; этот парень и занял первое место. То есть уровень конкурентов высок! И сам факт, что мне удалось туда попасть, ещё раз доказывает, что в Иркутской области есть потенциал для развития, а фермерское хозяйство может быть не только благородным, но и финансово устойчивым предприятием.

Судя по названию, это не совсем российский проект…

— Сама премия пришла с Запада, и в этом огромный плюс для всего российского бизнеса. В Европе кардинально отличаются система оценки и подход к предпринимательству. Там смотрят не на отчётность по цифрам — чем, не секрет, грешит наша система, а прежде всего на личность. Там важно, чтобы бизнесмен приносил в мир больше хорошего и доброго, помогал своей деятельностью людям, обществу, природе… Ещё в Германии, мне рассказывали о бережном отношении к животным. Они реально в это верят и говорят: я не хочу производить сыр, если у меня козы в клетке метр на метр живут!

В развитых странах исходят из того, что государство не может все свои функции выполнять в одиночку. И значит, общество, особенно предприниматели, у которых есть влияние и финансы, должно уметь само решать свои проблемы. Поэтому у них и позиция такая: поднялся сам — помоги другому. Для этого они организуют и подобные конкурсы — это возможность знакомиться, объединяться, создавать кооперацию.

Что уже сейчас могут изменить наши российские предприниматели?

— Мы можем постепенно прививать экокультуру. Людей с позицией «моя хата с краю» становится всё меньше. Многие понимают, что не надо мусорить под себя, что надо гуманнее относиться к животным. Больше говорят о правах человека. О пользе продуктов: у меня сейчас большой спрос на посещение фермы и сыроварни. Люди не придут просто так за сыром, который стоит в два раза дороже, чем в магазине. Но они приходят. Потому что начинают осознавать, что они едят и к чему это приводит.

Я хочу не только работать, но и попутно изменять мир вокруг себя. Думаю, что лет через двадцать мы сможем достичь такого уровня ведения бизнеса, как в Европе.

Бизнес — это творчество

Твоя семья жила в городе, и вдруг вы стали фермерами. В чём секрет успеха?

— Знаете, чем хороши ещё такие конкурсы? Там понимаешь, что ты совсем не уникальный и тебе ещё есть куда развиваться. По сути, весь мой предыдущий опыт (фирме «Милаша» всего два года. — Авт.) заключался в том, что я учился презентовать нашу продукцию. С животными у нас работает моя бабушка, сыры разрабатывает мама, а я учился красиво их подавать, работать с клиентами. Читал книги, посвящённые продажам, литературу по оформлению сайтов, изучал психологию человека. Даже невербальные жесты — это целая наука! Вот почёсывает, например, покупатель ухо — значит, он с чем-то не согласен. И я, не отходя от прилавка, тут же применял свои знания, предлагал ему что-то другое. Первое правило продавца — не предлагать с порога, а искать подход. Человек не может скрыть эмоций, как бы он ни хотел: это физиология. И умелый продавец этим пользуется.

Пригодилась и моя учёба во ВГИКЕ. Полученные на лекции по заключению договоров знания я попробовал применить к своему бизнесу. Скоро в магазине при сыроварне мы повесим телевизоры, и покупатели смогут видеть ролики — как готовятся сыры, какие мы используем рецепты, как живут наши козочки, и так далее. Ролики я сделал сам. Всё это, равно как и бесплатные экскурсии, увеличивает и продажи, и узнаваемость бренда.

А прямо сейчас я собираюсь изучать цифровые системы, чтобы контролировать бухгалтерию и работать с налоговой. Всё это приходится делать, хотя с математикой я с детства не дружу. На конкурсе я как раз и увидел свои минусы — аналитику и цифры. Но и получил рекомендации. Если ты хочешь стать лучшим в своей сфере, надо подходить к работе творчески.

Например?

— Недавно мне предложили в «Тик-токе» сделать канал от имени козла с фермы: рассказывать, как он живёт, и озвучивать текст от его имени. Необычная идея? Для привлечения внимания к ферме — конечно! Если бы мы просто открыли сыроварню, это было бы никому не интересно. А теперь ко мне в магазин зачастую приходят не только сыры купить, но и на фермера посмотреть. Бабушки звонят, спрашивают, где мы закваску берём. Другие приходят и говорят: была мечта делать сыры — никак не могли решиться, а вы вдохновили. Женщина с Байкала спрашивала: «Какие породы коз посоветуете?» Общество очень быстро реагирует, когда появляется какое-то ноу-хау. Я просто уверен, что в ближайшее время у меня появятся последователи.

Социальные сети в этом сильно помогают?

— Сегодня это ключевой инструмент. Из бизнеса надо делать шоу, как с поп-звёздами. Такова психология людей: в наше время базовую потребность в общении люди восполняют через соцсети. Хотя лично мне тот же Инстаграм тяжело давался. Я интроверт по натуре, и рассказывать кому-то о себе — что я делал, куда ездил — было сложно. Но другим стало интересно! И люди начали приходить и знакомиться с фермером. Следят за мной, комментируют.

Твои ближайшие планы?

— Я хотел бы видеть ферму крупнее — 10 га, больше коз. Создать инфраструктуру, провести электричество, поставить заборы, ресторанчик, где посетители будут пробовать сыр и любоваться козочками через стекло… Из глобального — хочу организовать экологические просветительские экскурсии для туристов, которые едут на Байкал. Именно эту идею я сейчас прорабатываю в очередной программе «ТурАкселератор».

Козочка альпийской породы
Козочка альпийской породы