Стоя на коленях
Уже больше месяца иркутянка Екатерина Лазарева почти все свое свободное время проводит, стоя на коленях. А все потому, что иначе расписать лестницу на улице Байкальской не получится. Здесь пять пролетов и сорок ступеней, которые сначала нужно очистить, заштукатурить и только потом нанести на каждую по небольшому фрагменту — кусочку одного большого и красочного рисунка. Если смотреть на лестницу снизу, то цветные линии складываются в единую картину, которая горной рекой сбегает вниз. В ближайших планах художницы расписать парапет и несколько лестничных пролетов внизу, ближе к улице Горной.
— Как-то рисовала и поняла, что мне мало масштаба листа, — признается иркутянка Екатерина Лазарева. — На стену нет возможности повесить большой кусок ватмана, а если его раскладывать на полу, то это получается какое-то телесное рисование, танцы ногами с красками и валяние. Меньше возможностей, например не получится кинуть краску, чтобы она стекала, как на стене.
И тут художницу осенило — ведь есть стены, на которых точно так же можно рисовать. Случайно в соцсетях Екатерина увидела уличные работы других иркутских художников, написала им — и вот она уже стоит у подножья лестницы на улице Байкальской, на противоположной стороне дороги от историко-мемориального комплекса «Иерусалимская гора». Именно этот городской объект в рамках проекта свободных художников «Стрит-арт38» ей выделили для росписи.
— Сама не поняла, как все произошло, но я этому рада, — говорит Екатерина. — Это интересный проект, интересный опыт, хотя первое время я чувствовала себя городским сумасшедшим, ведь до росписи лестницу нужно было подготовить.
Девушка надевала робу и начинала чистить ступени, штукатурить, покрывать их лаком, на который потом наносится краска.
— В этот момент я больше была похожа на дворника, чем на художника, — смеется иркутянка.
Пять пролетов и сорок ступеней — все их Екатерина тщательно готовила к нанесению изображения. И все это под изумленными взглядами прохожих, ведь не каждый день увидишь девушку, которая, стоя на коленях, заботливо протирает ступеньки. А потому происходило немало курьезных ситуаций.
— Однажды с другой стороны дороги ко мне кинулся мужчина, — вспоминает художница. — Подбежал и спросил, что со мной случилось, почему я по земле на коленях ползаю. Ему показалось, что мне стало плохо, и он бросился на помощь. А еще была женщина, которая каждый раз, как шла мимо, пыталась меня накормить.
Из-за того что лестница делается целиком, а не пролетами, первое время горожанам сложно было понять, чем занята девушка. Но едва художница взялась за краски, непонимание и косые взгляды сменились интересом.
— Крупные мазки, мелкие, затем детали, — объясняет Екатерина. — Когда я прорисовала лица и звездочки, лестница стала выглядеть по-другому, люди начали останавливаться, разглядывать.
Художница отмечает, что за день здесь проходит немало людей, но они ей не мешают:
— Скорее, наоборот, они создавали движение, которое я хотела передать и в своем рисунке. Для меня лестница сама по себе — это вертикаль и горизонталь, она тяжелая, мощная, бетонная, вязкая. Я воспринимаю лестницу как горную реку, поэтому мне хотелось оживить ее.
Сейчас движение на рисунке создается за счет волнообразного сюжета и чередования солнца и месяца, а также с помощью ярких мазков. По словам автора картины, их можно воспринимать как небо или как рябь на воде. Художница признается, что когда дело дошло до ярких штрихов на фоне, ее картину на лестнице стали сравнивать с работами Ван Гога.
— Мне такое сравнение лестно, но моя работа совсем о другом. Это моя внутренняя потребность — делать эту лестницу. Во мне есть эта любовь, и я хочу подарить ее городу.
Недавно «Пятница» рассказала об иркутской художнице Асе Таволжанской, нарисовавшей целую сказку на подпорной стенке лестницы напротив историко-мемориального комплекса «Иерусалимская гора» со стороны улицы Байкальской. Автор картины отмечает, что на реализацию этого масштабного проекта у нее ушла почти неделя, точнее шесть дней по шесть часов каждый. Целый день ушел на зашкуривание, шпатлевку и грунтовку старой стены, а остальные —на нанесение контуров будущего изображения, фон и проработку деталей. Высота ее холста примерно 4 метра, а длина около 15, ион — о любви. В планах у художницы продлить рисунок во всю длину и высоту стены