«Сшить» страну новым кукурузником

Скоро «Байкал» взлетит и заменит Ан-2
Так предположительно будет выглядеть новый малый самолет, который придет на замену легендарному кукурузнику Ан-2. Его производство будет развернуто на базе Улан-Удэнского авиационного завода.
Так предположительно будет выглядеть новый малый самолет, который придет на замену легендарному кукурузнику Ан-2. Его производство будет развернуто на базе Улан-Удэнского авиационного завода.

С окончанием нынешних кризисных явлений, возникших на фоне пандемии коронавируса, в России должен начаться бум развития региональных авиалиний — это прогнозировали эксперты «СМ Номер один» в серии публикаций летом прошлого года. Они же задались логичным вопросом: если региональные авиалинии пойдут в рост, то на чем они будут летать? Вопрос не праздный, ведь главная российская рабочая авиалошадка — легендарный Ан-2 за 70 лет устарел безвозвратно. Его вообще планируют заменить? И главное — чем? Разбираясь в этих вопросах, наш корреспондент посетил ряд сибирских авиаконструкторских бюро.

Мы рассказали о нескольких проектах как по глубокой модернизации Ан-2, так и по разработке совершенно новых моделей малых самолетов. К примеру, Ан-3 разработали специалисты украинского КБ Антонова и омского ПО «Полет». Но запустить крупносерийное производство Ан-3 так и не удалось. Не получилось запустить и ряд других, как украинских, так и российских, проектов, которые рассматривались в качестве замены ветерану Ан-2. И так уже два десятка лет.

И тут в дело вмешалось государство в качестве, как мы надеемся, вполне конструктивной силы. В 2019 году был проведен конкурс на создание регионального самолета. Победителем стал концепт самолета, предложенный компанией «Байкал-Инжиниринг» — дочерним предприятием Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Будущему перспективному самолету дали название «Байкал» и госфинансирование.

Согласно конкурсному заданию будущий самолет должен обладать крейсерской скоростью 400 км/час, дальностью полета не менее 1500 км и перевозить не менее 2000 кг коммерческой нагрузки при максимальном взлетном весе 4800 кг.

В пассажирском варианте он должен быть оборудован девятью посадочными местами. При этом стоимость самолета не должна превышать 120 млн рублей, а себестоимость эксплуатации должна быть выше 30 тыс. рублей в час. По мнению Минпромторга, такой самолет в ближайшем будущем должен стать основным на авиалиниях местного значения.

Как идут сейчас работы над новым кукурузником? На прошлой неделе министр промышленности России Денис Мантуров заявил «Российской газете», что свой первый полет самолет «Байкал» совершит уже до конца этого года, а с 2023 года начнутся его коммерческие поставки авиакомпаниям. Если вспомнить, что до этого более двадцати лет — еще с 1990-х — ничего серийного в этом сегменте не могли построить, то сроки, озвученные министром, — это как взлет на реактивной тяге.

Впрочем, в этом году создадут лишь опытный образец, а сертификационные испытания завершатся спустя два года. Но, по словам министра, перспективы у самолета хорошие: российский рынок может востребовать 170—200 машин, а затем добавятся еще и внешние рынки. Ведь «Байкал» сможет заменить легендарного пенсионера Ан-2. В ближайшие несколько лет Ан-2 будут полностью выведены из эксплуатации.

А ранее Владимир Путин в разговоре с премьер-министром Мишустиным о развитии всей цепочки авиации подчеркнул, что пора менять кукурузник на более современную модель небольшого самолета. Президент сообщил, что опытный образец «Байкала» должен быть готов в 2021 году.

— А в 2024 году должна начаться серия, самолет должен полететь в первом квартале, — уточнил Путин и заметил: — Мы говорили о необходимости «сшивать» страну, и здесь с такой территорией, как у России, без авиации не обойтись, это совершенно очевидная вещь.

Производство самолета «Байкал» будет развернуто на базе Улан-Удэнского авиационного завода.