«Сохранять баланс с природой и почитать все живое»

Андрей Обшолов рассказывает о современном шаманизме

После того как в конце января в Ангарске был проведен скандальный обряд с жертвоприношением пяти верблюдов, многие стали задаваться вопросом, что такое современный шаманизм. Никто не отрицает факта, что в последние годы появилось много людей, которые выдают себя за шаманов. По этой причине людям сложно определить, кто из них истинный, а кто шарлатан. Единственное, что остается неоспоримым, — это то, что шаманизм является одной из старейших религий в мире, традиции которой на протяжении многих веков остаются незыблемыми. На волне происходящих событий глава Совета старейшин Эхирит-Булагатского района шаман Андрей Обшолов поделился с нами мыслями о том, каковы современные тенденции развития шаманизма в Прибайкалье.

— Традиционный шаманизм, без сомнения, одна из старейших религиозных и культурно-духовных традиций в мире. Почему же он так важен для мировой культуры? Ответ заключается в том, что он исповедует особый взгляд на мир, который является жизненно важным условием для жизни человека в будущем. Буряты, многие из которых до сих пор придерживаются шаманизма, всегда понимали важность сохранения мира в балансе и почитание воздуха, воды и земли. Важно не растерять имеющиеся у нас знания.

С традиционной точки зрения, мир является живым, и каждая вещь, растения, животные имеют душу. Осознание этого всегда сводилось к минимально негативному воздействию на окружающую среду, землю. До недавнего времени эти правила соблюдались в Сибири. Но сейчас во многом мы уподобляемся тем народам и странам, где связь и уважение к матери-земле забыты. И пока это продолжается, мы будем подвергать опасности наше собственное будущее.

Ни для кого не секрет, что загрязнение земли, воды и воздуха является большой угрозой для здоровья человека, и если не принять иной курс, то ситуация будет только усугубляться. Не говорю о том, что мы должны повернуть время вспять и вернуться к тому образу жизни, что вели до появления современных технологий, но есть повод задуматься о том, как они используются. Жизнь монголов и бурят адаптирована к технологическим изменениям, но все же позволяет сохранять равновесие с окружающей средой.

Существуют три основные идеи в бурят-монгольском шаманизме, которые важны сегодня и в будущем:

1. Поддержание баланса в мире.

2. Уважение к земле и к живым.

3. Личная ответственность.

Для описания монголо-бурятского шаманизма лучше всего подходит понятие tegsh, что означает «находиться в равновесии». Это говорит о том, что совершать дела и поступки следует разумно, нужно придерживаться умеренности. Кроме того, нужно учитывать последствия своих действий для других. Конечно, ни один человек не может совершать только положительные поступки, но пока положительные и отрицательные действия находятся в равновесии друг с другом, можно жить в состоянии мира, безопасности и здорового состояния духа. Однако когда отрицательные поступки начинают брать верх, то организм и дух становятся восприимчивы к болезням и другим опасностям. Для того чтобы восстановить баланс, люди и обращаются к шаманам. Поэтому мы говорим сегодня о том, что нужно жить в гармонии, по совести и сохранять негативные и позитивные действия в балансе друг с другом.

Самым важным фактором для жизни в будущем является уважение к окружающей среде. Хотя и не все люди, к сожалению, разделяют эту точку зрения. Следует почитать землю, воздух, реки, леса и горы. Мать Земля и Отец Небо создали и воспитывали нас в течение миллионов лет и заслуживают нашего уважения. Буряты и народы Сибири всегда следовали этим заповедям и использовали природные ресурсы таким образом, чтобы они были возобновляемыми и не наносили вреда окружающей среде. В современном мире мы призваны использовать возобновляемые ресурсы, альтернативные источники энергии и высокие технологии таким образом, чтобы наш образ жизни был сбалансирован с окружающей средой. Точно так же, как и миллионы лет назад.

Также хочу отметить, что возрождение традиционной формы шаманизма среди прибайкальских бурят, как и появление его современных модификаций в виде неошаманизма, является откликом на определенные социальные и социально-психологические потребности общества. Это связано, с одной стороны, с процессом роста национального самосознания бурятского этноса, а с другой — с идеологическим кризисом, вызванным крушением социалистической системы ценностей, резким снижением уровня жизни и неуверенностью в завтрашнем дне. Шаманизм способен оказывать существенное влияние на разные уровни общественного сознания, в том числе на политические процессы. Сегодня шаманизм объединяет людей, поддерживает традиционные культурные ценности, помогает людям на основе применения традиционной народной медицины и является социальной психотерапией для определенных групп людей.