Собиратель народной культуры

Текст: телеканал «Красная линия» , Фото: скриншоты с видео YouTube-канала ТК «Красная линия» , Копейка , №20 от 24 мая 2023 года , #Культура
Виктор Соловьёв, педагог традиционной народной хореографии, этнограф, руководитель семейного клуба «ОСНОВА», г.Череповец
Виктор Соловьёв, педагог традиционной народной хореографии, этнограф, руководитель семейного клуба «ОСНОВА», г.Череповец

Как же не хватает этой деревенской размеренной неторопливости в нашей городской круговерти! А ведь она – одно из условий душевного равновесия, а вместе с ним и счастья
Как же не хватает этой деревенской размеренной неторопливости в нашей городской круговерти! А ведь она – одно из условий душевного равновесия, а вместе с ним и счастья
Уходящий мир деревенской культуры – это уникальное подспорье в воспитании детей. Недаром лучшие воспоминания детства – всегда о лете у бабушки в деревне
Уходящий мир деревенской культуры – это уникальное подспорье в воспитании детей. Недаром лучшие воспоминания детства – всегда о лете у бабушки в деревне

– Будучи в экспедиции в Вожегодском районе, я одному местному обмолвился, что я из Вологды и что я гармонист. Он сказал: «Гармонист?!» Я думаю: ну, всё, за слова свои нужно отвечать. И заиграл перебор, сразу дед меня остановил, говорит: «Откуда Зазулина знаешь?» Вот как, по перебору меня сразу узнал. Насколько раньше ценили талант музыканта, и сразу я был прописан, и экспедиция состоялась. 

Экспедиция имеется в виду этнографическая. Виктор Германович Соловьёв, педагог традиционной народной хореографии, этнограф всю свою жизнь посвятил собиранию народной культуры, в особенности музыкальной и плясовой традиции. Из рассказов о перипетиях работы этнографа-полевика сразу понимаешь первейшую главную трудность – чтобы почерпнуть что-то из деревенского мира, нужно сначала пройтись этому миру по душе, пройти проверку на свой-чужой, только тогда он перед тобой раскроется. А раскрывать есть что.

– Иной раз эти, с толстыми пальцами, говорят: «Всё есть, деньги есть, а праздника нет в душе». А я говорю: «А ты петь умеешь, а ты хотя бы каким-то инструментом владеешь, а ты можешь элементарно со школы стихи рассказать?», – удивляется Виктор Соловьёв. – Раньше крестьянин выбирал себе до двухсот профессий: ты пахарь, ты сеешь, ты выживаешь. Праздник пришёл – ты музыкант, ты гармонист, ты плясун.

Ты всей округе показываешь, что у нас парни ох какие пляшущие! А девушки в сарафаны наряжаются. Была ответственность за свою деревню, чтобы прийти и не опозориться. Если что, ведь ярлык сразу повесят и скажут: «А, это там такие-то, неинтересные». За всё нужно было отвечать, и стремились именно показать себя с лучшей стороны. Всё было направлено, весь смысл жизни, на созидание: дом строить, собор… Всё делали вместе, всей деревней ставили дом, на гулянку идти – все вместе, парни впереди, девушки сзади.

Вот старики вспоминают, они с такой болью говорят: «Ребята, как мы раньше жили, как мы раньше отдыхали, как мы раньше гуляли, какое было веселье!». Иной раз посмотришь фотографии тех времён, гуляний на престольном празднике, похоже на демонстрацию в городах. Людно, в сарафанах, улица главная заполнена. Говорили: если потерял кого-то из своих, не найти. Вот приходит время обеда, и никто не оставался на улице, всех приглашали в дом. Говорят: там седьмая вода на киселе, незнакомый совершенно, всё равно пригласят, посадят за стол, накормят. Вот такое было радушие и гостеприимство.

Как о деревне не говорить, как не вспоминать, не обращаться к песенному, танцевальному наследию, когда всё живёт, душа поёт, соприкасаясь со всем этим.

До 60-х годов и даже ещё после этого времени, когда отток пошёл в города, была культура питья. У меня мама 1928 года рождения, она говорила, что если бутылку водки выпьют, то это не два-три человека за столом сидели, это – не перечесть. Избы были большие, столы накрывали, пили в основном пиво, сваренное из природных компонентов. Хозяин с хозяйкой припевки припевали. Только после того, как припоют, уже можно было принародно опять-таки выпить.

Хоть и говорят, что вот русский такой. Но если в деревне был один пьяница, то он был позором для всей деревни, и бабушки об этом всё время рассказывали.

Я один из руководителей семейного клуба. Наши дети изучают традиционную культуру в комплексе. Дети поют, дети танцуют, изучают народные инструменты, ездят в экспедиции, изучают собранный материал. И это же всё в жизни ребёнку пригодится, он никогда не будет унылым, он никогда не заговорит, что всё, для меня всё кончено. Он может взять инструмент, создать себе настроение. У нас в каждом городе друзья, они переписываются, общаются,  друг к другу ездят. Это же замечательно в наше время – время бедности общения.

Развивать нужно человека, чтобы он живым был. Не важно парень или девушка, чтобы нутро отзывалось, струны внутренние отвечали, резонировали, а не спали. Вот он, праздник души.

И кстати, Всё было на людях, ничего нельзя было в деревне скрыть. И не скрывали, знаете, отношение, допустим, парня к девушке. Вот свои чувства они принародно озвучивали не кивком головы или какой-то фразой, скажем: «Пойдём потанцуем?».  А частушкой: «Выходи плясать на пару, я не знаю, как Вас звать, вместе, сероглазая, пойдём со мной плясать!». И весь окружающий народ уже знал, что молодой человек хочет познакомиться с этой девушкой. «И в твою деревню дальнюю ходил и буду ходить, и девчоночку сероглазую любил и буду любить». И все понимали, что любовь завязывается, любовь в чистом понимании слова.

Если парень пошёл на свиданку с девушкой с гармошкой, вся деревня знала, он играл походного. Идёт обратно со свидания уже ночью в три часа ночи, в четыре часа, играет походного с удалью, с таким озорством – все знают, что удачно сходил, значит хорошо время провёл с девушкой, возможно, поцеловал её, и они о чём-то великом поговорили, хорошем. А если играл грустно, заплетаясь, то все понимали, что без удачи идёт. Вот такие были понятия.

Посмотреть на YouTube

Говорят: «Пьяная деревня», а как же во время застолья в пьяном виде умудряться и петь, и плясать, и на гармони играть? Ведь всё это требует трезвого ума. Пьянство любит праздность и на самом деле пьянство за деревенскими не водилось
Говорят: «Пьяная деревня», а как же во время застолья в пьяном виде умудряться и петь, и плясать, и на гармони играть? Ведь всё это требует трезвого ума. Пьянство любит праздность и на самом деле пьянство за деревенскими не водилось