Три дерева, три брата

Жители Ныгды приводят в порядок родное село и отмечают собственный праздник

Название села Ныгда происходит от бурятского «ныгдыхын», что означает «объединение». Существуют два мнения относительно происхождения этого названия. Одно связано с местностью — Ныгда находится в пади, вокруг которой сходятся и соединяются холмы. С другой стороны, название села может происходить от названия объединения нескольких бурятских родов. А недалеко от Ныгды растут три дерева: лиственница, сосна, береза. В конце XIX века их посадили три брата: Оська, Бухэ и Алексей. Они до сих пор там растут — большие вековые деревья. А братья основали три рода — Осиповых, Алексеевых и Бухаевых.

Возрождают историю

Когда начали образовываться колхозы, здесь были основаны колхоз имени Кирова
и «Красная Ныгда». До сих пор часть села так и носит название Красная.

Когда-то у селян была церковь. В годы революции из нее сделали клуб и
избу-читальню. Сейчас от нее ничего не осталось. Территорию распахали под поля.
Жители жалеют, что часть истории селения оказалась позабытой, поэтому школьники
и взрослые стали активно собирать информацию о родном селе. Вместе они мечтают
составить полную летопись своего родного края.

Как отметила Ирина Саганова, глава администрации МО «Ныгда», самая главная
проблема в селе, как и во многих других, — безработица. Всего здесь проживает
около 900 человек, и кроме бюджетной сферы работать населению негде. В каждом
подворье держат немало домашнего скота. У некоторых число голов доходит и до
шестидесяти. Для многих скот — это единственная возможность выжить. Всю свою
натуральную продукцию жители сбывают на рынках г. Черемхово. Их молоко, сметана,
масло, творог и мясо в городе очень ценятся.

Еще одна статья доходов — природные богатства. Летом ребятишки собирают ягоды
и грибы и продают их на трассе, зарабатывая себе таким образом на школьные
принадлежности.

На борьбу с мусором

Сейчас у жителей Ныгды появилась еще одна приоритетная работа: в этом году
они решили прибрать и уничтожить все несанкционированные мусорки и свалки,
которые по большей части устроили сами. На сходе решили принять меры, и уже на
следующий день все вышли в «бой» с лопатами и граблями. За два таких субботника
вывезли 22 телеги мусора, часть сожгли на месте. В прошлом году по областной
программе в деревне построили водонапорную башню, правда заработать она должна
только в ближайшее время. Как оказалось, жители особой нужды в воде не
испытывают — практически у каждого есть своя скважина.

По словам Татьяны Халбановой, заведующей детским садом, в дошкольном
учреждении не хватает места для малышей. Рождаемость с каждым годом
увеличивается: если в прошлом году родилось 16 детей, то в этом году только за
полгода на свет появилось уже 10 ребятишек. Удается устроить в садик только 60%
детей, остальным приходится сидеть дома с родителями.

На месте совхозной конторы

Когда-то в Ныгде была своя хорошая, просторная школа. Но с годами она
обветшала. В 90-е годы в ней планировалось провести капитальный ремонт, поэтому
ребятишек переместили во временное здание. Однако при неукоснительном соблюдении
закона временное превратилось в постоянное. Сейчас дети ютятся в здании бывшего
совхоза. В плане на строительство новой школы ныгдинское образовательное
учреждение стоит, однако в то, что это когда-нибудь произойдет, население верит
с трудом. Пока учителя рады и тому, что есть: в классах тепло, светло и уютно.

Школа славится своими борцами, постоянными победителями районных, областных,
зональных турниров. Почти все мальчики в школе активно занимаются этим видом
спорта. Кстати, именно большим количеством мальчиков это учебное заведение
отличается от других — они составляют там больше половины всех учащихся.
Например, во втором классе учится 11 представителей сильного пола. И ни одной
девочки.

Из-за того что школа находится в приспособленном здании, в ней нет
собственного спортзала. Поэтому спортсменам приходится тренироваться в клубе,
где перед каждой тренировкой расстилают борцовский ковер. Затем его убирают,
после чего там уже начинает свою репетицию фольклорный ансамбль «Аялга». Кстати,
местный клуб также требует капитального ремонта. В прошлом году его удалось
утеплить снаружи, поменять кровлю, обшить фанерой зал. Отсутствие спортзала
учащиеся ощущают достаточно остро, поскольку кроме борьбы и шахмат другие виды
спорта они не могут отрабатывать — попросту негде. Когда-то на территории
селения планировалось построить физкультурно-оздоровительный центр, его даже
включили в областную программу. Но финансирование так и не поступило. Местной
администрации сказали ждать. Вот только сколько, так и не уточнили.

В школе большой упор делается на возрождение национальной культуры. Почти 90%
населения составляют буряты, поэтому селяне стремятся сохранить свои корни,
традиции. Кроме ансамбля здесь есть театр кукол «Будамшу». Название переводится
как «веселый, озорной мальчишка». Дети делают постановки на бурятском и рус-
ском языках. Изучать родной язык школьники начинают со второго класса и
показывают хорошие результаты.

— Наше поколение, поколение 70-х, потеряно. Мы плохо говорим, а уже наши дети
достаточно кропотливо, с усердием изучают традиции, быт и язык бурятского
народа, знают много поговорок и пословиц, — говорит Галина Бухаева, директор
школы.

В прошлом году в школе провели новую отопительную систему, установили бойлер,
а старые трубы предприимчивый педагогический коллектив пустил на ограждение
территории школы. В этом году получилось так, что в школе не оказалось 10-го и
11-го классов. Девятиклассники в последнее время стараются после обучения
поступать в профессиональные учреждения, чтобы сразу получить специальность.
Однако в этом году все девятиклассники решили не брать пример со старших — все
идут в 10-й класс, чтобы продолжить обучение. Кроме местных ребятишек здесь
учатся дети из деревни Бурково, расположенной всего в пяти километрах. Детей
возят на стареньком уазике, который не оборудован для перевозки ребят. Коллектив
надеется, что когда-нибудь у ребят появится новый школьный автобус.

Суровый ритуал для гостей

Как признаются местные жители, в Ныгде есть много священных мест. И с каждым
из них связаны свои легенды. Так, например, неподалеку от селения есть гора
Хара-Хушун, что в переводе означает «черная гора». Говорят, что на этом месте
один шаман убил другого. Еще есть место, называется Убхээт. Каждый год ныгдинцы
едут туда поклоняться. Считается, что там похоронен великий шаман Улалзар.
Жители постоянно на этом месте просят дождь, богатый урожай, капают за свой род.

Летом в Ныгде проводится свой, единственный во всем округе местный праздник —
Саламатный ехор. Он празднуется, как правило, в последнее воскресенье июня,
когда заканчиваются посадочные работы на огородах. Ребятишки обязательно ставят
концерт. На этот праздник ныгдинцы приглашают гостей. Для них существует даже
особый ритуал — интересный, но в то же время суровый: каждый гость должен выпить
топленого масла от саламата. Кто его пробовал, тот знает, как тяжело это
сделать. Зато праздник запоминается надолго.

После торжественной части все танцуют бурятский народный танец ехор и
угощаются саламатом. — Приезжайте к нам в гости! Мы вас обязательно попотчуем
нашими самыми вкусными угощениями, — приглашают жители Ныгды.