Село зажиточных крестьян

Название Тарасы жители связывают с национальной молочной водкой

В Иркутской области немало маленьких деревень, больших поселков и крупных сел, значение названий которых доподлинно не известно. История многих мест утеряна, старожилов почти не осталось, а молодежь по большей части этим мало интересуется. В этом плане село Тараса, что находится в Боханском районе, является исключением. Местные жители не только знают три варианта происхождения названия села, но и могут рассказать немало интересного об окружающих местах. С каждым названием связаны свои легенды, предания, которые испокон веков передаются от старшего поколения младшему.

Двери домов закрывали на щепку

Старинное село раскинулось по обе стороны Александровского тракта. Как и много веков назад, оно до сих пор делится на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Когда-то это были отдельные улусы, сейчас одна большая центральная усадьба. К ней относятся и несколько небольших селений: Кулаково, Красная Буреть и Новый Алендарь.

Благодаря удачному расположению села в нем есть все блага цивилизации: бесперебойная сотовая связь, выход в Интернет. В отличие от многих поселений, Тараса не только с годами не уменьшается, а, скорее, наоборот. Практически на каждой улице можно встретить новые дома или начинающиеся застройки. В 80-х годах, при крепком хозяйстве, были отстроены целые микрорайоны благоустроенного жилья с центральным отоплением, холодной водой. Однако с постепенным затуханием хозяйства котельную закрыли, а население перешло на электробойлеры и печное отопление.

До 90-х годов местные жители даже не знали такого понятия, как замок. Люди, уходя на работу, двери закрывали просто на щепочку. Много в свое время здесь проживало и зажиточных крестьян. Место, где они жили, называли золотой падью, или долиной девяноста зародов. На заливных лугах стояли большие копны сена. Во время революции бандиты искали в таких домах золото. До сих пор в Тарасе сохранился дом, в котором лихие люди убили хозяев, когда искали спрятанные сокровища.

Школе помогают выпускники-меценаты

Совсем скоро в Тарасе состоится большой праздник — 110-летие местной школы. Тогда это была просто школа-изба, в которой велось преподавание. Причем детей в первое время отдавали только по желанию, на усмотрение родителей. Никто не отмечал, сколько детей в деревне проживает и сколько учится.

Сегодня в Тарасе обучается 224 человека. Часть из них, 50 человек, приезжают из соседних деревень. Одна из главных особенностей школы — сохранение трех национальных культур.

— При школе работают три образовательных центра: русский, бурятский и татарский. Дети изучают традиции, разучивают национальные танцы, занимаются фольклором, декоративно-прикладным искусством, ведут исследовательскую работу, — рассказывает Наталья Резванова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Посильную помощь оказывают меценаты — бывшие ученики школы. Традиционно на последний звонок они учреждают несколько премий, которые вручают лучшему спортсмену, лучшему выпускнику школы, лучшему ученику и учителю года (I, II, III степени), классу-победителю. Последние, как правило, награждаются поездкой на Братское водохранилище, в местечко «Золотые пески». Все получают именные ленты, подарки и денежные премии.

Молочная водка или перевалочный пункт

В школе расположен краеведческий музей, в котором представлена история Тарасы, местного колхоза, а также рассказывается о выдающихся людях — выходцах села. Как поведала Ольга Топшиноева, учитель родного языка, откуда село получило такое название, доподлинно не известно никому, но есть три варианта.

— Согласно первому, причем самому простому, в этом месте жил человек по имени Тараса. Второй вариант связывают с тарасуном — национальной молочной водкой. Считается, что здесь ее производили особенно много. Третье предположение, и, я думаю, оно наиболее верное, связано со значением слова «тараха» — «распределяться», «расходиться», — говорит Ольга Буяновна. — В былые времена, когда предки вели кочевой образ жизни и искали места с плодородной землей, эта долина являлась перевалочным пунктом. Согласно этой версии, они шли вдоль берега со своей живностью и в конце концов выходили на эту долину. Здесь делали выбор, куда двигаться дальше: в сторону Шаралдая или же Осы. Здесь они отдыхали несколько дней, набирались сил.

С тех далеких времен в Тарасе осталось немало легенд, связанных с окрестностями села. Так, например, за дорогой есть место под названием Эреэгшэ Унеэтэ, что в переводе означает «пестрая корова». Говорится, что один раз здесь останавливались со своим скотом потомки бурятского рода Шаралдай. И когда они ушли, одна корова осталась. Паслась она здесь очень долгое время. И когда кого-то в то время спрашивали, где он был, тот махал в ту сторону рукой и говорил: «Там, где пасется пестрая корова». С тех пор за местом и закрепилось это название.

Еще одна не менее известная местность — Того Нэрэшэ, «место для выгонки тарасуна». Находится она в тайге и спрятана подальше от посторонних глаз. На поляне есть холодный ключ, вода которого, по поверью, целебна и помогает справиться с болезнями глаз. Кроме того, все знали, что где холодная вода, там хорошо выгонять тарасун. Это пригодилось во времена сухого закона, когда запрещалось пить, выпускать спиртные напитки. Тогда местные жители и нашли выход. Они распределяли в порядке очереди, кто поедет в это место гнать напиток. За все время никого не удалось поймать за этим преступным действием, а название места с тех пор так и закрепилось.

Еще одно место — Азарга, что в переводе означает «жеребец». Известно, что до революции в Тарасе жил известный конокрад. Он любил отборных жеребцов, во всех районах воровал их и держал в тайге в укромном месте — в загоне. Оно так и оставалось укромным, пока местные случайно не наткнулись на него. По слухам, там обнаружили целый табун крепких, сильных, отборных жеребцов.

Бабушке подарили баню

В Тарасе осталось немного пожилых людей, которые помнят о том, каким некогда было селение. Одна из старожилок Тарасы — Октябрина Борхоева. В этом году ей исполнится 86 лет. Бабушка — коренная тарасинка. Здесь родилась, вышла замуж, вырастила детей. Как отмечает Октябрина Логиновна, раньше Тараса была намного меньше. Совсем не такой, как сейчас. Очень изменилась.

Юность бабушки пришлась на годы Великой Отечественной войны. Всю свою жизнь до самой пенсии проработала в местном колхозе: трудилась трактористкой, а затем дояркой.

— Жили мы все дружно. Занимались домашним хозяйством. Я успела доучиться только до седьмого класса — началась война. Сразу пошла работать. Тогда было не до веселья. Думали только о том, как бы выжить. Чего мы только тогда не перепробовали на вкус! Ели что придется, — вспоминает Октябрина Борхоева. — День и ночь пропадали на полях.

Одежду себе и детям местные женщины в то время шили сами. И одевали, и обували, и кормили. Вместе с мужем Октябрина Борхоева вырастила троих детей. Сейчас рядом с бабушкой в родном селе осталась одна дочь, которая живет неподалеку. Две другие уехали далеко на Север, и вот уже 10 лет не приезжали в родной дом. Однако бабушка не унывает и без помощи не остается. Совсем недавно молодые парни, местные жители, сделали ей сруб для бани. Как отметил Георгий Барлуков, глава МО «Тараса», самая большая проблема сегодня в селе — это безработица. Несмотря на то что есть бюджетная сфера, частные пилорамы, работает колхоз, реорганизованный в ОАО, работы населению не хватает. В центре занятости зарегистрировано только 4% от числа жителей. Но на самом деле нуждающихся около 30% — это так называемая скрытая безработица. Многие из-за нехватки работы живут только за счет своего подсобного хозяйства. Приобретают косилки, трактора и возвращаются к труду на земле.

В этом году муниципальное образование получило 500 тысяч на ремонт центральной дороги, за которой в народе закрепилось название «американские горки»: все полотно в выбоинах и дырах, которые особенно ощущаются летом.

Активно в селе молодые семьи используют материнский капитал, реализуя его на строительство жилья или приобретая уже готовое. Местные жители уверены, что их село, имея такие богатые и сильные корни, будет только расти.