Шри-Ланка глазами иркутянина
Александр Откидач подарил обезьянам зимние ботинки
Жизнь иногда подкидывает приятные сюрпризы. Правда, часто для этого приходится много трудиться. Иркутянин Александр Откидач занял первое место на форуме «Маркетинг успеха», который проходил в городах России. После этого организаторы предложили ему попробовать свои силы на бизнес-форуме FlashPoint-2011, что проходил с 8 по 24 января в Шри-Ланке. Среди 70 участников у половины есть свой бизнес, остальные работают директорами и маркетологами. Александр Откидач оказался самым молодым участником — 22 года. Но именно он стал капитаном своей команды и вывел ее на первое место. О бизнес-симуляторе он может много рассказать. Но часами Александр говорит о Шри-Ланке, стране, так удивившей его. Пробыл он там 12 дней, из них половина была отдана игре. Однако и за оставшееся время Александр успел составить свое представление об этой стране.
Шри-Ланка живет чаем и рисом
— Как ты добирался до Шри-Ланки?
— Тяжело. Сначала долетели до Москвы, потом 6 часов до Дубаев. А уже из Дубаев 6 часов до Коломбо. Москвичам явно было проще.
— И какие первые впечатления о Шри-Ланке?
— Выйдя из самолета, мы ехали на автобусе 5 часов по деревням в отель. Первое впечатление: как в бане — очень жарко и очень влажно. Влажность потрясает. Ощущение, что просто дышишь водой. Потом привыкаешь. Еще поразило сильно, что все грязное. Речки какие-то черно-серые. Люди живут в лачугах. Везде жижа, поэтому все ходят босиком. Передвигаются на велосипедах, другого транспорта почти нет. Мы ехали с гидом, он рассказал, что в Шри-Ланке почти нет ДТП, потому что нет нормальных дорог. Преступности там, кстати, тоже практически нет. Страна такая убитая, потому что последние 20—30 лет там шла гражданская война, как я понял, за власть и веру. Но сейчас там мирно, буддисты и мусульмане распределены как-то по кварталам, друг друга не трогают.
— Чем живет эта страна в экономическом плане?
— Шри-Ланка живет чаем и рисом. Тот самый «дедушкин чай» «Дилма», который рекламировался давным-давно. Мы очень хотели его попробовать, и у половины из нас реально возникло ощущение, что это чай времен наших дедушек. Гид рассказал, что, к сожалению, в России подделывают чай и портят тем самым имидж продукции.
Русских считают алкоголиками
— А как тебе местные жители?
— Все приветливые. Про Россию знают 3 слова: «мороз», «водка» и «большая». Мы как-то играли с местными в пляжный волейбол. Мы им продули. Они так радовались! Бегали, кричали, что маленькая Шри-Ланка победила большую Россию. Мы думали, что у них будет национальный праздник.
— Они так хорошо играют в волейбол?
— Нет, но они очень быстрые. У них другая национальная забава — крокет. Правда, я толком не понял пока правил этой игры.
— А как шриланкийцы к русским относятся?
— Абсолютно у всех представление о нас как о нации алкоголиков. Я специально разрушал этот стереотип: всем говорил, что русские не такие, они не пьют. Жителей Шри-Ланки можно понять, ведь русские приезжают в их страну отдыхать, а значит, и пить.
— А местные-то чем себе на жизнь зарабатывают?
— У них основной вид заработков — это туристы. Если к тебе местный подходит на улице, надо сразу говорить «нет» или уходить. Потому что если ты с ним заговоришь, все, вы друзья. И он идет за тобой, куда бы ты ни шел. Разговаривает, советует. А потом говорит тебе: «Плати мани (деньги то есть), я же помогал тебе». И если не даешь денег, он скандалит, набегают его земляки и требуют 5 долларов.
— А как вы их понимали? На каком языке общались?
— Да невозможно понять, что они там говорят, потому что говорят много и быстро. Но это деревенские. Мы жили в небольшом городе Калутара, вот там многие говорят на английском. Человек 15 неплохо говорили на русском.
— Наверное, вы с ними подружились?
— Да. Вот по соседству с отелем было кафе, его владелец Нуван отлично говорит на русском. Влюбился 3 года назад в русскую туристку, уехал с ней в Москву, женился, но у них не срослось, и он вернулся обратно. Так Нуван нам мог достать все что угодно. От него поступали различные предложения: от массажа и до марихуаны. Многое было встречено с энтузиазмом. Да, это с учетом того, что за марихуану в Шри-Ланке смертная казнь.
— Что, там так остро стоит проблема с марихуаной?
— Конечно. Шриланкийцы все хиппи, курят траву. Боб Марли в этой стране лидер. Если бы он был жив, он стал бы их президентом. Абсолютно все знают, кто он такой. Отовсюду звучит регги. Молодежь совершенно не слушается своих родителей, не знает историю родного края, и до этого никому нет дела.
Все очень дешево
— Ты говорил, что вы жили в двух отелях. И как там сервис?
— Да, один отель был в деревне, другой в Калутаре. Там потрясающий сервис. Я осознал, что такое чаевые. Когда ты только смотришь на какую-то вещь, думаешь о ней, они ее тебе уже несут. Что бы ты ни попросил, как бы ни попросил, все безупречно выполняют за секунду. За такой сервис реально хочется платить чаевые. В России, думаю, такого никогда не будет, менталитет другой. Русский бармен считает, что он самый крутой в мире.
— Интересно как. Вроде страна бедная, а так развита сфера обслуживания...
— У многих русских такие мысли: «Мой город плохой, моя страна плохая, поеду в более развитую, всего там добьюсь». А шриланкийцы живут намного хуже нас, но при этом никуда не уезжают. Русские, живущие на пороге бедности, там будут олигархами. Все зависит ведь не от страны, а от самих людей. Нам, русским, грех жаловаться. Люди живут в нормальной стране, у них есть все условия для реализации, но они не умеют ими пользоваться.
— А какие в Шри-Ланке цены?
— Там все очень дешево. Уехать в другой город и вернуться назад на такси — крытых мотоциклах, которые называются тук-туки, — можно за 300 рупей. Сто рупей равняются одному доллару. Тук-тук рассчитан на троих человек, то есть доллар с человека. Автобус по городу стоит 3 рубля.
— А вещи?
— Джинсы там можно купить за 10 баксов, футболку «Лакоста» за 10—12 долларов. Шри-ланкийского производства, естественно. Такая футболка в Москве стоит не меньше 100 баксов. Наесться до отвала, например креветками, можно за 1000 рупей, то есть за 300 рублей. Бутылка красного рома, просто потрясающего, стоит 12 долларов. Еще там все торгуются, сбить можно любую цену. На улице продукты стоят раза в 4 дешевле. Но рыба там прямо на земле лежит, воняет на всю улицу. Мы не рискнули покупать на улице.
— А как у них национальная кухня?
— Я боялся, что еда будет острой. Она оказалась кошмар какой острой! Там вроде как 7 уровней перченостей. Я после второго уровня пил полдня, и мне было плохо. В отеле у нас был шведский стол, уголок с национальной кухней никто не трогал. Местные как-то это едят. Мы выбирали европейскую пищу.
Бурундуков называют ленами
— Как еще экзотика проявлялась?
— В отелях всюду были обезьяны, которые воровали вещи. Если оставил дверь открытой, обезьяна забежит, вывалит все из сумки и что-нибудь украдет. У меня там пропали зимние ботинки, две футболки, тапочки. Я купил кеды и в них приехал домой, в зиму.
— Весело вам жилось в отелях...
— Ага! Еще в Шри-Ланке есть бурундуки. Вроде как официальное их название лена, а в народе — курум-курум. Вот они классные! Шустрые, бегают везде, даже по людям. Любят алкоголь. Если осталось чуть-чуть рома в бокале, курум-курум залезает на стол, плюхается в бокал, вылизывает ром. Потом он раскачивает бокал, чтобы тот упал, и выкатывается из него. У курум-курумов настоящая война с воронами, потому что вороны крупнее и отбирают у бурундуков еду, которую они утаскивают со столов.
— Ну ничего себе!
— А еще к соседям залез огромный паук. Я не боюсь пауков, но тут испугался, уж слишком большой. Видел я змей, ящериц. Они все какие-то аморфные, сидят на ветках, их можно тыркать, никак не реагируют.
— Слушай, а Индийский океан-то ты видел?
— Мы приехали в Коломбо на экскурсию. Вывалились из автобуса и просто умоляли организаторов отпустить нас на вечер. Они согласились. Мы кинулись к океану. Многие увидели океан впервые. Я — среди них. Я сел на берег и смотрел. Понял, что просидел бы так еще неделю. Меня омывали волны, и ничего больше не надо было. В тот вечер я умирал тысячи раз и каждый раз возрождался. Я был совершенно счастлив.