В Больших Котах освятили уникальную часовню

В последние годы памятник архитектуры охраняли лишь ученые-гидробиологи

В начале недели в поселке Большие Коты, расположенном на побережье Байкала, была официально открыта и освящена старинная часовня. Открытая, в виде беседки, часовня была построена около ста лет назад и является едва ли не единственным подобным сооружением, сохранившимся в таком виде до наших дней. С часовни открывается вид на Байкал, и раньше, как вспоминают местные старожилы, в ней отпевали умерших. Умершим перед погребением давалась возможность проститься с Байкалом, на берегах которого люди жили всю жизнь, кормились, растили детей.

Часовня Петра и Павла

К назначенному времени в часовне стали собираться местные жители. Преимущественно бабушки и дедушки. Несмотря на палящее солнце, все были одеты в теплые жилеты и шерстяные носки. Местное население знает, как переменчив Байкал и как резко может похолодать.

Посмотреть на восстановленную часовню пришла одна из старейших жительниц поселка Ада Ивановна Вещева. Старушке 74 года, она прожила в поселке всю жизнь, но не помнит, когда точно была построена часовня. — Она долго стояла, разваливалась потихоньку. Никто сильно ее не разорял, она на территории биостанции находится, сотрудники присматривали, чтобы огонь никто не развел. Возле часовни было кладбище, тут и хоронили после отпевания.

О погосте возле часовни сейчас напоминают только останки деревянного памятника на склоне. Реставрация часовни-беседки была начата силами Иркутского госуниверситета, архитектора Алексея Поликарпочкина и специалистов реставрационно-строительной фирмы. Работа заняла несколько месяцев.

— Проект интересен композицией. Часовня в таком виде редко встречается, — отметил представитель фирмы. — Сначала мы поднимали часовню, она была перекошена. Заменили оклады, поскольку нижние были утрачены. Вход часовни — чистый новодел. Мы нашли подтверждения, что первоначально в беседку был вход, но со временем он не сохранился. Даже на старых фотографиях часовня без входа. Восстановленная часовня полностью выполнена из дерева, и только маковку мы решили защитить железом.

Стараясь сохранить максимум деталей старинной часовни, специалисты позволили себе небольшую самодеятельность в виде оградки, которая будет защищать объект.

— Раньше здесь был свободный доступ, и часовня так или иначе подвергалась нападениям. Мы, начиная работать на этом объекте, видели отметины с 49-го года, разные надписи, — говорит архитектор Алексей Поликарпочкин. — Если человек с нехорошими намерениями будет видеть, что часовня огорожена, защищена, он не захочет войти.

Белым пятном в истории часовни остается ее название. Никто из местных жителей ничего об этом не знает, не сохранилось название и в исторических документах. В итоге при освящении часовни ей дали новое название. — По благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима решено величать часовню в честь святых равноапостольных Петра и Павла, — сообщил протоиерей Вячеслав Пушкарев во время освящения часовни.

Название было получено не случайно, поскольку в тот день чествовали святых, да и апостол Петр был выходцем из рыбаков. — Часовни строились испокон веков на пути к городам и весям, на пути великих путешествий, — отметил священник. — Они были разнообразны, строились по различным проектам и из разных материалов. Все зависело от обстоятельств, места нахождения и возможностей устроителей. Здесь стоит часовня в открытом для всех виде, но вместе с тем скрытом от стихий, дающем возможность прийти и поклониться святому христианскому единству.

Поселок золотоискателей

Сегодня градообразующее предприятие в поселке — Байкальская биологическая станция ИГУ, работающая в Больших Котах не один десяток лет.

— На берегу был один дом, база Академии наук. Байкал систематически изучали — в частности, зоологический институт Академии наук в Санкт-Петербурге, — говорит Любовь Изместьева, завлабораторией общей гидробиологии НИИ биологии при ИГУ, внучка прославленного профессора Кожова.— Они проводили несколько регулярных экспедиций, и здесь, в поселке, купили для этого дом. Это было еще до революции.

Поселок между тем существовал и раньше. Здесь работала драга, местные жители мыли золото вплоть до 80-х годов прошлого века. Во время войны золото добывали особенно активно, оно было нужно стране. После 80-х добыча стала нерентабельной. Между тем поселок жил собственной жизнью. Люди занимались здесь добычей рыбы, держали огороды. После того как в 1918 году открылся ИГУ, научную базу в виде одного дома передали в дар ИГУ, чтобы институт здесь наладил и продолжал исследования Байкала. Сюда стали направлять на практику студентов. По сей день здесь проходят практику студенты биологического и географического факультетов.

На голом энтузиазме

В 40-х годах профессор ИГУ Михаил Кожов организовал в Больших Котах регулярные комплексные ежедекадные наблюдения. Специалисты университета всеми силами проводят эти исследования до сих пор. — Мы отбираем пробы еженедельно — зимой и летом, по всей толще воды, — поясняет внучка профессора. — У нас единственный в мире самый длинный ряд наблюдений за жизнью пресноводного озера. Это позволяет нам с уверенностью говорить о том, какие тенденции происходят в жизни Байкала, какова их направленность. Происходят ли негативные изменения, как озеро откликается на антропогенные влияния, на глобальные изменения климата. Есть общие тенденции, и наша задача — установить, не происходит ли изменений, которые выходят за рамки природных естественных колебаний. Это очень большой труд.

Ученым в их работе на протяжении всех лет помогают жители поселка. Они отбирают пробы воды. На флоте университета тоже работают местные жители. Без них ученые бы не справились.

В этом труде работникам науки не очень хорошо помогает государство. Часть работ, по признанию специалистов университета, проводится на голом энтузиазме. Раньше материальное обеспечение научных работ было достаточное. Даже в войну, в самые тяжелые для страны годы, когда казалось, все делалось только для фронта, обеспечение не прекращалось. Ученым на проведение экспедиции выделяли горючее, тушенку, крупы, деньги. Были государственные программы по сохранению озера Байкал и по исследованию его рыбных и других ресурсов, существовали большие международные программы. 90-е годы все изменили.

— Но как бы то ни было, бросать наблюдения за Байкалом антинаучно. Прерывать наблюдения и пополнение самого длинного в мире ряда наблюдений за озером мы не имеем права. Невозможно подвести несколько поколений ученых и местных жителей, которые работали до нынешнего времени. К тому же, продолжая наблюдения, мы чувствуем ответственность перед будущими поколениями. Когда-то человечество хватится, и эти данные будут востребованы, — убеждена Любовь Равильевна.

Держаться на плаву институту позволяют хоздоговорные работы. Основные заказчики работ — ОАО «Иркутскэнерго», акционерная компания «АЛРОСА», ООО «Усольехимпром», Ангарская нефтехимическая компания, Братский ЛПК. Вместе с тем выполнение такого рода договоров значительно отвлекает ученых от научной деятельности.

Какие результаты?

Благодаря многолетним исследованиям Байкала институт разработал нормативы состояния экосистемы озера и нормативы воздействия на экосистему Байкала. Это практический выход из многолетней работы ученых. Нормативы уже приняты и утверждены Минюстом. Результаты исследований за 50 лет показывают, что пока изменения, происходящие в Байкале, не выходят за рамки естественных природных колебаний.

Тем не менее Байкал меняется, реагируя на внешние изменения. Климат на Земле за последние десятилетия претерпел изменения, это зафиксировано учеными по всему миру. Происходит увеличение приземной температуры, отчего поверхностные слои в Байкале тоже стали теплее, в среднем за 50 лет на 1,5 градуса. За такой внушительный отрезок времени столь незначительное повышение температуры кажется несущественным, однако оно может повернуть привычное течение биологических процессов в другую сторону.

Чем теплее лето, тем обильнее планктон, чем обильнее планктон, тем больше урожай рыбы. Принцип — чем больше, тем лучше — в отношении жизни Байкала, да и всех водоемов, вряд ли уместен. Если живых организмов в воде становится слишком много, водоем производит больше продукции, чем может потребить. В итоге остается невостребованный остаток, вызывающий самозагрязнение водоема. В Байкале пока все очень сбалансировано.