Иркутян тянет к старине

На празднике города любой мог научиться работать с глиной, берестой, вышивать, делать кукол из подручных материалов

Трогательные нерпята-свистульки из глины, задорные самодельные куклы из подручных материалов, традиционные солонки, туески и подковы на счастье из бересты, нарядная посуда из глины — эти оригинальные плоды творчества талантливых иркутян были широко представлены на «Мастеровой слободе», прошедшей 31 мая в рамках работы муниципальной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры в городе Иркутске на 2008—2011 годы» и прекрасно вписавшейся в празднование Дня города. Праздник был организован в сквере Кирова. Еще утром там начали собираться иркутские умельцы, они раскладывали на импровизированных столах свои уникальные поделки из глины, ниток, ткани, бересты. Умельцы рассказывали о своих увлечениях, проводили мастер-классы, охотно делились секретами своего мастерства.

Художник со стажем стоял в сторонке

Пока умельцы раскладывали свои произведения поудобнее, в сторонке под тенистыми деревьями сквера Кирова расположился колоритный художник. Глядя на фонтан сквера, пожилой живописец выводил умелой рукой его очертания. Горожане, прогуливающиеся по скверу, часто останавливались около художника, заглядывали ему через плечо, рассматривали еще сырую работу. Мастером городского пейзажа оказался 83-летний Иван Бровкин.

Ветеран Великой Отечественной, профессиональный художник, журналист, а также музыкант-самоучка рисует с детства. Попав в 43-м году на войну, в авиаполк ночных бомбардировщиков, рисовал своих однополчан. А однажды художника-самоучку заставили писать портрет самого Сталина по его малюсенькой фотографии.

— Как сейчас помню, было это 7 ноября 1943 года, — рассказывает Иван Бровкин. — В этот день должны были награждать отличившихся летчиков нашего полка. Мне дали фотографию Сталина и велели написать с нее портрет побольше. Я работал два часа. Готовый портрет прикрепили к знамени полка. Его-то и увидел прибывший на награждение офицер высокого чина. Художника Бровкина через несколько недель вызвали в политотдел полка, предложили запастись красками и послужить Родине в качестве живописца.

— Нас собралось четыре художника, — вспоминает ветеран. — Рисовали героев — живых и погибших летчиков. Из наших работ создали потом альбом. После войны Иван Бровкин вернулся в Иркутск. Поступил в художественное училище и больше 30 лет преподавал рисование в педагогическом училище № 1. Неоднократный участник городских выставок, Иван Алексеевич организовывал и персональные. Мастер является наставником творческого объединения художников-любителей «Бабр». Учит художников-самоучек азам живописного искусства.

На его картинах в основном природа, город, его достопримечательности.

— Вообще, вот так я редко выбираюсь. Здесь очень шумно, а я люблю работать в тишине, на природе, у воды.

Глиняные мастера

Особое, почетное место в «Мастеровой слободе» было уделено общественным организациям, занимающимся гончарными работами, изготовлением изделий из глины.

Больше всего гостей скопилось у гончарного круга, установленного в сквере. Здесь на глазах у честного народа из податливой глины изготовлялись за считанные минуты кувшины и вазы. Здесь даже можно было обучиться этому ремеслу любому желающему. Супруги Игорь и Елена Таволжанские считают глину волшебным материалом и такое отношение к ней привили детям.

— Мы из глины делаем фигурки, посуду, — рассказывает 11-летний Артем Таволжанский, в то время как его папа учит горожан основам лепки гончарных работ. — Мне нравится что-то из глины делать, лепить, трогать ее. А еще известно, что работа с глиной прекрасно развивает моторику, отлично успокаивает нервы.

Горожане охотно надевали фартуки, которые защищали их от разлетающихся при работе кусков глины, и принимались за изготовление своего кувшина или вазы. Это занятие настолько понравилось тем, кто попробовал изготовить глиняную посуду, и тем, кто смотрел, что люди наперебой спрашивали, где можно заняться гончарным делом всерьез.

— Нас можно найти в Тальцах, — рассказывает гончар Игорь Таволжанский. — Зимой и летом каждый день мы работаем с глиной, это смысл нашей жизни. Неподалеку от гончара Таволжанского разместилась выставка других изделий из глины. Работы общественной организации «Данко» привлекли немало зевак. Глиняные вазы с отделкой шариками и вовсе смотрелись как-то экзотически. Их автор — 70-летняя иркутская пенсионерка Валентина Соколова.

Женщина начала работать с глиной в 60 лет, когда вышла на пенсию. За десять лет изрядно в этом деле преуспела. Теперь она член организации «Данко», с ней вместе увлеклись глиной сын Николай, ныне преподающий керамику в одном из вузов, и внук Роман, занимающийся гончарным ремеслом.

Берестяные кружева

Не менее крепко сплотила супругов Моролевых художественная обработка бересты. Они являются участниками творческой мастерской «Берестень», которой в этом году исполняется 15 лет.

Кроме Михаила и Светланы Моролевых в мастерской еще трудится около 20 мастеров и мастериц. Многие приходят в мастерскую целыми семьями. В рабочее время умельцы — преподаватели, инженеры, художники, а в свободное время изучают историю берестяного промысла, русского костюма, вышивки и кружевоплетения, восстанавливают забытые технологии.

Умельцы в тот день проводили мастер-классы по русскому костюму, работе с пластовой берестой, а также по росписи бересты. Горожане весь день толпились в сквере, спрашивали адреса мастерских, оставляли умельцам свои телефоны. Многие хотели научиться работать с глиной, берестой, шить и вышивать.

— В таком виде «Мастеровая слобода» проводится впервые, — рассказала Ольга Михеева, главный специалист управления культуры администрации г. Иркутска. — Это мероприятие проводится в рамках работы муниципальной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры в городе Иркутске на 2008—2011 годы». Мы предполагали, что «Мастеровая слобода» вызовет интерес, но не думали, что настолько серьезный. Люди интересовались началом занятий, стремились записаться на различные курсы, в мастерские.

По словам Ольги Михеевой, организаторы мероприятия преследовали благородную цель: поднять престиж мастеров, передающих свои бесценные знания, умения и богатейший опыт подрастающему поколению. В управлении культуры обещают, что такие мероприятия, как «Мастеровая слобода», будут проводиться регулярно. Но не только этим мероприятием будет поддерживаться развитие народных ремесел. К зиме в центре Иркутска откроется Дом ремесел, он будет располагаться рядом с переехавшим на новое место музеем истории города на улице Франк-Каменецкого. Дом ремесел будет представлять собой практическо-методический центр с выставкой и библиотекой. А в художественной школе № 4, что в микрорайоне Юбилейном, будет организована семейная академия ремесел, заниматься в которой смогут дедушки и бабушки, их дети и внуки.

В городских школах и домах детского творчества обновят оборудование, а власти, если будет нужно, выделят деньги на новые ткацкие станки, муфельные печи и другое оборудование, необходимое неутомимым исследователям старины.