Дядя Вова угрожал соседям гранатами

Центром конфликта стала конюшня, которую скандальный лошадник устроил в жилом районе

"Зачем держать животных, если ты не можешь за ними ухаживать!" - бросает фразу в сердцах подросток, наблюдая живописную картину на территории Торгового комплекса в прошедшие выходные. Зрелище действительно не для слабонервных: на раскаленном от жары асфальте лежит жеребенок пони нескольких недель от роду. На первый взгляд он кажется мертвым. Рядом - коробка для подаяния и мама детеныша - взрослая пони.

Хозяина этих животных, Владимира Николаева, знают в Иркутске практически все. Именно его лошадки и верблюд катают ребятню возле Торгового комплекса и в ЦПКиО. И уже с давних пор дядя Вова - красная тряпка для чиновников мэрии: на него жалуются соседи, прохожие, которым его обращение с животными кажется жестоким.

Подростки трудятся на дядю Вову

Владимир Николаев, или, как его называют проще, дядя Вова, не раз притягивал к себе взоры иркутских СМИ. Два года назад он пытался совершить самосожжение на сквере Кирова - когда городские власти запретили предпринимателю катать на сквере ребятишек во время зимних праздников. Дядя Вова облил себя бензином с головы до ног и поджег. Его спасли двое молодых людей, которые свалили горящего в сугроб.

С тех пор Николаева преследуют неприятности. Через некоторое время у дяди Вовы украли двух жеребых кобыл. Главным виновником пропажи Владимир Ильич считает бывшего сторожа из Черемхово, которого он приютил из жалости.

В это лето у дяди Вовы приключилась новая беда. Теперь у него начались распри с соседями. Конюшня дяди Вовы, где находится, согласно документам, более семи лошадей (соседи говорят, что порядка двух десятков), три пони и верблюд Дося, находится прямо в черте города, между жилыми домами, в так называемом частном секторе. Место их обитания можно определить по насыщенному запаху навоза. И в этом маленьком переулке страсти кипят нешуточные.

Прямо перед конюшней - куча навоза и куча сена, они подпирают новый забор, на калитке висит замок. Раньше ворота всегда были распахнуты. Судя по всему, в связи с последними событиями хозяева решили поставить забор покрепче. Вокруг - бутылки из-под спиртного, окурки. Их оставляют подростки, которые состоят при Николаеве - занимаются в его кружке "Коневодство". Соседи рассказывают, что это ребятишки из неблагополучных семей, есть бродячие, которые ночуют здесь же, на крыше. Там у них есть свои одеяла.

Возможно, дети действительно учатся обращаться с лошадьми, но помимо этого они представляют из себя рабочую силу: возят навоз, прибираются, гоняют лошадей на заработки в центр города. Никаких документов на педагогическую деятельность у Владимира Николаева нет. Многие считают, что это грубая эксплуатация детского труда.

Днем детей практически не видно, все работают. Зато вечером и ближе к ночи в переулке начинается настоящий ураган. Табуном лошади возвращаются на конюшню. Утром повторяется: идут на заработки, к ржанию лошадей прибавляются истошные маты подростков, запрягающих коней на работу. Лето, как правило, самый доходный период.

От соседа - мухи, блохи и крысы

Конфликт у местных жителей с частным предпринимателем начался несколько лет назад, когда Владимир Ильич на своем участке рядом с домом начал строительство конюшни.

- Раньше мы хорошо общались, даже в гости ходили, а сейчас и не здороваемся. Вообще-то он неплохой человек, хороший семьянин. Пробовали мирно договориться, объясняли, почему здесь не нужно конюшню строить, но он не стал слушать. А теперь такая картина получается, - говорит Светлана Григорьева, соседка. И она рассказывает о роднике, который бьет в ее ограде, - вода там стала желтой от стоков конюшни и кишит черными мелкими червячками. Постоянными спутниками жильцов стали навозные мухи.

Главной же проблемой Светланы Григорьевой стали крысы.

- Крыс становится особенно много в межсезонье, при сильных перепадах температуры. Табунами ходят. У соседей унты так сгрызли, что остались одни шнурки.

Еще от живности дяди Вовы к соседям прыгают блохи. Чешут лошадей здесь же: выводят из конюшни, привязывают к столбу и чешут. От них летят шерсть и паразиты. Другая соседка, Елена Викторовна, рассказывает, что пока Николаевы не поставили забор, ее огород и конюшню разделяла лишь небольшая сетка, от блох не было спасения.

- Когда мы стали делать ему замечания, он начал угрожать: "У меня есть две гранаты, на вас всех хватит", - говорит Елена Горюнова. - Нам от него ничего не надо, пусть он разводит своих лошадей, занимается чем угодно, но только не здесь - пусть даст нам спокойно жить.

Подростки бьют местных

В прошлом году от рук подростков пострадал сосед Федор Истомин, родственник вице-спикера Заксобрания Геннадия Истомина.

- Поздно к переулку подъехал мотоциклист - в гости к одной из девушек, которая работает на конюшне. У нас ребенок уже спал, я вышел, попросил его отъехать или заглушить мотор. Он начал огрызаться, вылетели подростки, стали орать и ударили меня камнем по голове.

На счастье Федора Истомина в переулок свернуло такси, осветило место разворачивающихся событий, и подростки разбежались.

- Молодые люди, которые там собираются, употребляют алкогольные напитки, курят, ночью спят на сарае. Постоянно перебранки какие-то, ругань у них стоит. У нас с самого начала конфликты начались, сперва я закрывал глаза, а чем дальше, тем хуже.

Возле дома Истоминых действительно лежат окурки, ежедневная уборка не приносит результатов, каждое утро одна и та же картина. Один раз к ним залезли в дом, утащили большие оленьи рога, которые Федор Истомин собирался как раз увезти в детский оздоровительный лагерь, подарить детям. Дом жильцы боятся оставлять без присмотра надолго.

Дядю Вову засудят и выселят?

Жители близлежащих домов обращались в прокуратуру, в администрацию города. Первый суд закончился не в их пользу, но, как отметили соседи, произошло это, потому что был неправильно составлен иск.

Сейчас жители заново собирают все необходимые документы. На руках у них уже имеется ответ на обращение из комитета по градостроительной политике, в котором говорится, что предоставление земельного участка Владимиру Николаеву под размещение скотного двора возможно в пригородной зоне, за пределами городских резервных территорий.

Как нам сообщили в Роспотребнадзоре, решение должна принимать администрация города.

- Мы провели проверку и согласны с тем, что санитарные нормы нарушены. Так, расстояние между объектами жилой застройки и помещений для содержания и разведения животных (до 10 лошадей) должно быть не менее 30 метров, там же нет ни одного метра, - комментирует Николай Чубук, начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания населения Роспотребнадзора.

Почему же конюшня до сих пор так и находится в жилой зоне, неизвестно. Может быть, чиновники боятся, что Владимир Николаев может повторить попытку самосожжения, и от греха подальше стараются отложить это дело в долгий ящик?