К 1 сентября готовимся в июне

Специалисты советуют родителям отказаться от просмотра телевизора в утренние часы

Родители нынешних первоклассников уже считают дни до 1 сентября. Дети же надеются, что еще успеют вдоволь насладиться свободой за два месяца и сами практически не думают о школьной жизни. О том, как с пользой потратить два оставшихся летних месяца родителям первоклассников и подготовить детей к школе, рассказывает педагог — президент негосударственной школы Леонова Ирина Покровская.

По мнению Ирины Алексеевны, самое главное для первоклассника — желание идти в школу. Если в подготовительной группе детского сада с ребенком работают, рассказывают обо всем и готовят к школьной жизни, то с малышами, которые не ходили в детский сад, предстоит серьезно поработать. В первую очередь необходимо проверить их умение говорить.

— Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения прежде всего определяется уровнем его речевого развития, — объясняет Ирина Алексеевна. — В школе ребенку придется много общаться как с одноклассниками, так и с учителем. Причем давно выведена закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Поэтому перед поступлением в школу необходимо как можно больше времени уделять речи ребенка. Покажите малыша логопеду. Если есть незначительные отклонения в развитии речи, то можно еще успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.

— А как можно проверить речь у ребенка?

— Во-первых, ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в словах звуковых замен. Такого рода дефекты произношения звуков обычно потом отражаются на письме. Хорошо, конечно, когда у ребенка есть музыкальный слух. Для его оценки предложите ребенку написать несколько слов — не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове — столько и кружков. Например, слово «сом» надо изобразить тремя кружками, слово «папа» — четырьмя. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.

Вот еще одно более сложное задание: покажите ему картинки, на которых нарисованы животные и записаны схемы их названий в виде кружочков в зависимости от количества звуков в слове. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к какому слову. Очень хорошо для ребенка, когда у него большой словарный запас и он может легко объяснить свои желания.

— Что такое хороший запас?

— Не менее 2000 слов. При этом важно, чтобы у первоклашки была связная речь. Для этого регулярно просите его пересказывать близко к тексту ранее неизвестную историю. Помогают и рассказы ребенка о том, как у него прошел день.

Выбирайте учителя, а не школу

— После того как вы убедились, что ребенок готов к школе, необходимо очень тщательно подойти к выбору учебного заведения. Что касается меня, то я бы советовала выбирать не школу, а учителя, с которым ваш ребенок будет встречаться следующие четыре года и от которого во многом зависит его будущее.

— Как определить, хороший или плохой педагог попался?

— Лучше всего поинтересоваться у администрации школы о каждом педагоге, поговорить с родителями учеников, которые в этом году закончили начальную школу.

— А внешность имеет значение?

— Я не могу вам сказать, что внешность играет главную роль. Если учитель сможет расположить ребенка к себе, то и будет казаться малышу красивым. Если нет, то... Но в любом случае красивой учительнице с приятным голосом будет легче заслужить доверие школьника.

— Объясните, чем отличается обычная школа от гимназии? Многие родители этого не понимают.

— Действительно, родители часто не понимают, в чем принципиальная разница между ними. В любом случае в гимназии и лицеи берут только с 5-го класса. Но есть так называемая прогимназия — начальная школа с гуманитарной ориентацией, 1—4-й классы. После окончания этой школы дети часто продолжают учебу в гимназии. В таких школах упор делается на дисциплины историко-филологического направления, изучают по два иностранных языка.

При выборе школы для ребенка обязательно обратите внимание на текучку кадров. Если учителя меняются часто, это отражается на качестве обучения и указывает на неблагоприятную обстановку в школе.

Очень важно, чтобы в школе следили за отдыхом и досугом детей, были хорошие кружки, часто проходили экскурсии, поездки в другие города, за рубеж. Не помешает школе и наличие дополнительных образовательных услуг, которые она имеет право оказывать за деньги. Ну и, конечно, посмотрите, насколько в школе уютно и комфортно. Обратите внимание на состояние подоконников и стен — много ли надписей. В хорошей школе должно быть много стенгазет, отчетов о походах. Также обязательно наличие в школе психолога.

— В Иркутске давно работают негосударственные школы. Насколько они отличаются от обычных?

— Принципиальной разницы по качеству знаний между государственной и негосударственной школой нет. Но в негосударственных школах множество дополнительных услуг. Во-первых, в таких школах детей из дома в школу и обратно возит специальный автобус, три раза в день кормят. На физкультуре ребята ходят в бассейн. Ребенок будет учиться в небольшом, до 16 человек, классе. Родители могут выбрать даже класс, где одни девочки или мальчики. В таких школах ребенок находится под пристальным контролем, и можно не волноваться, что он сбежит с уроков, пронесет в школу сигареты или пиво. Немаловажный факт — внимательное и уважительное отношение учителей абсолютно ко всем ученикам, теплая дружеская атмосфера. Единственным минусом такой школы является всем известный факт: за нее необходимо платить. В Иркутске обучение в хорошей негосударственной школе стоит от 10 до 12 тысяч рублей в месяц.

Справка
Для зачисления ребенка в первый класс один из родителей должен прийти в школу и написать заявление. C собой он должен принести паспорт, свидетельство о рождении ребенка и медицинскую карту. Если ребенок ходил в садик, то медицинскую карту можно взять там. Если ребенок сидел дома, то ребенка придется показать всем узким специалистам детской больницы и получить заключение терапевта о возможности обучения ребенка в общеобразовательной школе. Дети с физическими или умственными недостатками обычно направляются в специальные школы. Например, дети c нарушением слуха учатся в школе для глухонемых, с плохим зрением — для слепых.

Чем отличаются современные школьные программы
Очень важно правильно выбрать программу обучения для ребенка. Сегодня в иркутских школах дети учатся по двум типам программ: развивающим и традиционным.
Развивающие программы рекомендуются детям, которые способны к семи годам логически рассуждать и самостоятельно делать правильные выводы. Это программы поиска, заставляющие детей думать. В традиционных же программах знания детям даются в готовом виде. Но из-за того что в последние годы все программы дополняются и усовершенствуются, разница в методах преподавания постепенно сокращается.

Советы родителям первоклассников
1. Чтобы ребенок привык к школьному распорядку дня, не уставал в первые дни занятий, его стоит начинать приучать к более строгому режиму уже в июле-августе. Он должен привыкнуть не только вовремя вставать и ложиться, но и вовремя кушать.
2. Стоит обратить внимание на то, не смотрите ли вы телевизор, собираясь на работу. Если у вас есть такая привычка, то ради ребенка вам придется от нее отказаться. Если взрослые легко щелкают пультом на середине фразы, то для ребенка недосмотреть сотни раз виденный сюжет — большая трагедия, и он будет опаздывать в школу. Начинайте приучать его к тому, что он может смотреть телевизор только после 5 часов вечера.
3. Перед 1 сентября еще раз поговорите с ребенком об его новых обязанностях. Он должен привыкнуть к мысли, что на урок нельзя опаздывать, что в школу ходят каждый день. Некоторые психологи советуют родителям дать ребенку какое-нибудь небольшое поручение, которое он должен выполнять каждый день без напоминаний. Умение вымыть чашку не менее ценно, чем устный счет до ста. Очень важно, чтобы дети понимали требования взрослых, поэтому не только учителя, но и родители должны терпеливо объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо. Необходимо регулярно спрашивать ребенка о его школьных делах, постоянно поддерживать связь с классным руководителем и врачом школы.
4. Чаще думайте о том, что есть в характере вашего ребенка хорошего. Хвалите его за то, что он добрый, понятливый, рассудительный, хорошо считает, выдумывает, умеет смешить. Необходимо вместе с ребенком радоваться хорошим оценкам, не забывать похвалить за успехи. А еще для ребенка важно, как сами родители относятся к школе. Нравилось ли им самим учиться?
5. Обращайте внимание на речь ребенка. Хорошо, чтобы она была образцовой. Желательно развивать у детей мелкую моторику, то есть движение пальцев рук. Для этого необходимо, чтобы ребенок собирал мозаику, резал, склеивал и занимался лепкой.