Приватизация земли стоит много денег

Чтобы получить землю в собственность, придется потратить целый год

Мы продолжаем в рубрике «Справочное бюро» освещать гражданско-правовые темы, волнующие жителей Иркутской области. Специалисты отвечают на все юридические вопросы, которые интересуют наших читателей. Для того чтобы ваш вопрос попал в эту рубрику, необходимо на адрес газеты (664009 г. Иркутск-9, ул. Советская, 109, «СМ Номер один», рубрика «Справочное бюро») или по электронной почте (shan@pressa.irk.ru или evg@pressa.irk.ru) отправить письмо с четко сформулированным вопросом. Сегодня по многочисленным просьбам читателей мы вернемся к теме приватизации земли.

— Решая вопрос о приватизации земли, стоит помнить, что, согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане — собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на государственных или муниципальных землях — имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение в аренду земельных участков, на которых находятся эти объекты недвижимости, — говорит директор правового центра «Новация» Татьяна Петухова. — Исключительность данного права состоит в том, что никто другой, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение соответствующего земельного участка. Поэтому гражданин — собственник индивидуального жилого дома, отдельно стоящего капитального гаража — имеет право по своему выбору приобрести земельный участок в собственность либо в аренду.

— Есть такие случаи, когда приватизировать землю нельзя?

— В собственность земельный участок не может быть предоставлен только по основаниям, предусмотренным законом. Например, если земельный участок изъят из оборота или зарезервирован для муниципальных или государственных нужд. Высший арбитражный суд РФ указанную норму трактуют и таким образом, что если договор аренды земельного участка был заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса РФ (то есть после 30 октября 2001 года), то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает свое право приватизации земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

— Есть правила приватизации земли?

— На территории города Иркутска и Иркутского района порядок прохождения документов при предоставлении в собственность граждан земельных участков, необходимых для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений, регламентирован специальными актами — решением думы г. Иркутска от 25 сентября 2006 г. № 004-20-280406/6 и решением Иркутской районной думы от 9 марта 2007 г. № 27-215/РД.

Согласно этим актам, для приобретения земельного участка собственник расположенного на этом участке объекта недвижимости должен обратиться в зависимости от места нахождения недвижимости в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска (Иркутск, ул. Горького, 40) или в администрацию Иркутского района (Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 17).

Если у гражданина нет кадастрового плана земельного участка, то он сначала должен подать заявление об утверждении проекта границ земельного участка. Вместе с указанным заявлением собственник объекта недвижимости должен представить подлинники и копии следующих документов: документа, удостоверяющего личность; нотариально удостоверенную доверенность (если собственник недвижимости доверяет представлять свои интересы другому лицу); документов, подтверждающих возникновение права собственности на здание, сооружение (договор купли-продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о государственной регистрации права собственности и т. д.); при наличии документов, подтверждающих право пользования земельным участком; технического паспорта на здание. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие внесение земельного налога за все время пользования земельным участком.

Орган местного самоуправления в течение месяца с момента регистрации заявления обеспечивает подготовку проекта границ земельного участка и утверждает его своим актом. После утверждения проекта границ отводимого земельного участка в те же органы подается заявление о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели, размера, местонахождения земельного участка. Получив указанное заявление, муниципальный орган принимает решение о предоставлении земельного участка за плату или бесплатно в собственность или в аренду.

Заявитель на основании утвержденного проекта границ за счет своих средств должен обеспечить установление границ земельного участка на местности и изготовить кадастровый план земельного участка. Для этого гражданину нужно обратиться в любую землеустроительную организацию, оказывающую услуги по межеванию земельных участков. По представлении заявителем кадастрового плана земельного участка муниципальный орган заключает с ним договор купли-продажи или договор аренды земельного участка. После получения гражданином договора купли-продажи или договора аренды он должен зарегистрировать свое право собственности на приобретенный земельный участок или договор аренды земельного участка в органах Федеральной регистрационной службы.

Вся процедура отвода земельного участка с работами по его межеванию занимает достаточно длительный период времени, т. к. требуется много согласований документов с различными муниципальными и государственными органами, правообладателями соседних земельных участков и может длиться в среднем около года.

При этом закон требует, чтобы за приобретением права общей долевой собственности на земельный участок в муниципальные органы обращались совместно все сособственники здания или помещений в здании. На практике реализация данного требования закона проблематична, поскольку не всегда все сособственники дома хотят и могут приобрести земельный участок в общую долевую собственность. Особенно это актуально для предоставления земельных участков для города Иркутска, на территории которого очень много так называемых домовладений, состоящих из нескольких домов, имеющих один адрес и принадлежащих нескольким сособственникам.

— Насколько большие расходы на приватизацию земли?

— Что касается расходов, связанных с приобретением земельных участков в собственность, важно отметить, что общее правило, установленное Земельным кодексом РФ, заключается в том, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность за плату. Бесплатно земельный участок может быть предоставлен только в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, например, Федеральный закон о порядке введения в действие Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести указанные участки в собственность.

Расходы граждан при приватизации земельных участков складываются из платы за проведение землеустроительных работ по межеванию земельных участков, выкупной цены земельных участков, а также из стоимости услуг по отводу земельного участка, если этим занимаются уполномоченные на это лица, и из государственной пошлины за регистрации права.

Размер платы за проведение работ по межеванию земельных участков определяется коммерческими землеустроительными организациями, выполняющими соответствующие работы, и зависит от ряда факторов: площади земельного участка, его конфигурации и т. д. В среднем такие работы стоят от 7000—8000 руб.

Выкупная цена приобретаемого земельного участка, которая выплачивается собственником здания, строения, сооружения органу, распоряжающемуся земельными участками, рассчитывается в зависимости от установленного нормативным актом размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. При этом к стоимости земельных участков также применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования здания, строения, сооружения. Можно сказать, что на настоящий момент выкупная цена земельных участков, на которых расположены здания, по сравнению с их рыночной стоимостью достаточно невелика.

Услуги специализированных организаций по отводу земельных участков стоят от 20 000 рублей.

— Дачная амнистия как-то отразилась на приватизации земли?

— В заключение хотелось бы отметить, что так называемый в средствах массовой информации закон о дачной амнистии упростил для граждан порядок приобретения в собственность некоторых земельных участков. В частности, это касается участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса РФ, для индивидуального жилищного или гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства. Так, если у собственника объекта недвижимости имеется акт муниципального или государственного органа, свидетельство или иной документ о праве пожизненного (наследуемого) владения или праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором этот объект находится, можно зарегистрировать право собственности на земельный участок. Если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок, не указано право, на котором этот участок предоставлен, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок тоже считается предоставленным гражданину на праве собственности.

Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Повторю, что это касается только участков, предоставленных до 30 октября 2001 г. для индивидуального жилищного или гаражного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства. Единственное, что нужно будет сделать в такой ситуации, — это изготовить кадастровый план земельного участка, для чего может потребоваться проведение межевания этого участка по определению его границ на местности/