Школа, где каждый ребенок — Вселенная

Номер 13 для усть-илимской школы, внедряющей уникальную инновационную программу, стал самым что ни на есть счастливым. Проект «Школа мира миров», созданный с нуля учителями школы и успешно реализуемый в учебном заведении на протяжении более десяти лет, из года в год покоряет все новые образовательные горизонты. Так, 13-я школа сначала стала городской экспериментальной площадкой, а через несколько лет получила статус федеральной. В нынешнем году заслуги работников этого учебного учреждения были признаны на общероссийском уровне — школа победила в конкурсе по поддержке инновационных программ общеобразовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование». Наградой стал миллион рублей.

Мир создавали сами

В начале 90-х школу под номером 13 оставил прежний директор — он организовал первый в городе лицей. А школой осталась управлять Зинаида Мисикова, нынешний директор.

— Мы понимали, что нужно было развиваться, искать пути, двигаться вперед. Изменений требовало время. Тогда и возник термин «мир миров». Позднее я нашла его определение в работах историка Михаила Гефтера.

Согласно проекту, который внедряется школой, каждый ребенок — индивидуальный мир. Каждый мир — часть огромного мира. Казалось бы, в таком многообразии можно и затеряться. Задача учителей как раз и заключается в сохранении индивидуальности каждого ребенка.

Воплощать уникальную идею мира миров Зинаида Мисикова начала с подбора кадров.

Из областного центра прибыл целый отряд психологов.

— Мы обследовали всю школу, каждого ребенка, — вспоминает начало воплощения идеи директор школы.

Коллективу хотелось найти гармонию между естественнонаучным и гуманитарным образованием. Решено было развивать детей многосторонне, чтобы любой школьник имел возможность развиваться как физически, так и эстетически.

Сразу же стало ясно, что без квалифицированных кадров программу не поднять. Директор целенаправленно «выписывала» со всей страны педагогов для реализации новой идеи.

По приглашению в школу приехал выпускник Иркутского училища искусств, преподаватель фортепиано Александр Турханов. С его приездом открылся первый класс углубленного изучения музыки. У детишек появилась возможность учиться игре на фортепиано, гитаре, баяне, а также на скрипке и домре. Вслед за музыкальным в 13-й школе открылось художественное отделение. Сейчас в Школе мира миров семь учителей музыки и семь учителей изобразительного искусства, есть профессиональные руководители школьного камерного и музыкального театров, театра кукол-марионеток. 13-я школа — единственная, где школьники изучают изобразительное искусство углубленно.

Природу постигали на практике

Целью обучения по данной программе на первом этапе является эмоциональное развитие. Приходящие в школу гости тут же ощущают особую атмосферу.

— Говорят, что в наших стенах особый климат, — мечтательно улыбается директор. — И это неудивительно. Мы учим ребят уважать друг друга, считаем важным научить их принимать другого человека, быть в нем заинтересованным, ценить индивидуальность окружающих людей.

Разным взглядам на одно явление педагоги учат на уроках. К примеру, учителя по разным предметам дают задания на одну тему. Либо одна тема рассматривается на различных уроках. Школьники изучают одно и то же явление на уроках физики и литературы, изобразительного искусства и биологии.

— Тем самым мы пытаемся вместе с ребятами постичь многообразие мира, его взаимозависимость, взаимодополняемость, — рассказывает Зинаида Мисикова.

Постижение мира происходит и во внеурочное время, во время экспедиций на Байкал и по реке Ангаре.

В разновозрастных отрядах ребята учатся выживать в экстремальных условиях, а заодно исследуют растительный и животный мир, получают знания по истории, географии, биологии, набирают материал для своих проектов. Различные точки зрения на одно и то же явление действительность представляют намного ярче.

Уважение и забота по отношению к окружающим в школе первостепенны. Ученикам позволяют многое — например, украшать стены, коридоры как хочется. Старшеклассники заботятся о малышах, расписывая стены коридоров и кабинетов школы в рамках выбранного детьми сюжета.

Учителя тоже учатся

Преподаватели школы считают, что научить мыслить творчески можно каждого ребенка. Этим, собственно, и занимаются. Причем сами учителя постоянно оттачивают свои знания. Преподаватели изобразительного искусства выставляют свои картины в художественной галерее и городском краеведческом музее, все педагоги без исключения сами получают дополнительное образование и детям прививают навыки самообразования.

Впрочем, результаты не заставили себя ждать. Выпускники школы трудятся в России и за рубежом. Из 13-й школы вышел художник Илья Санжак, который сейчас трудится в Испании, еще один бывший ученик, Александр Савчук, работает режиссером в Санкт-Петербурге, особую гордость школы составляют выпускники, которые остались в Усть-Илимске и трудятся на благо родного города.

Радуют педагогов и сегодняшние ученики. Школа уже привыкла к многократным победам своих учеников на городских и областных олимпиадах. Три школьника участвовали во всероссийской олимпиаде. А в феврале этого года в областном конкурсе победила школьная библиотека. Среди многочисленных библиотек общего и среднего специального образования региона она стала лучшей в плане сотрудничества с учениками и оказания активной помощи в учебном процессе.

Заслуженный миллион школа должна получить к сентябрю. Уже сейчас педагоги ломают голову над тем, как «растянуть» деньги на покупку всего необходимого. Эстетическое образование требует немалых затрат: актовый зал нуждается в оборудовании для занятий музыкой и танцами. Мечта учителей и детишек — новый компьютерный класс, оснащенный по последнему слову техники. А еще нужны электронные доски, мольберты для художников, новые учебные пособия для ребятишек.

Цитата

Дмитрий Медведев, первый вице-премьер:

«Образовательный проект — один из самых базовых и самых масштабных. Его результаты в конечном счете должны повлиять на все сферы жизни нашей страны». Речь, в частности, идет о поддержке школ и вузов с современными методиками, поощрении одаренных и талантливых педагогов». Отмечу еще одну деталь — деньги должны будут направляться непосредственно в школы и вузы. Это должно повысить их финансово-хозяйственную самостоятельность и, разумеется, их ответственность. Таким образом будет заложена база для масштабного перехода на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, то есть переход к принципу, когда деньги следуют за учеником».