Бегом от разборок

Бывший иркутянин попал в пакистанский плен в Японии

Куда только не забрасывает судьба иркутян в поисках хорошей жизни и большого заработка. Кто-то пробует себя на ниве мелкооптовой торговли китайскими товарами, кто-то продает иноземные продукты и сантехнику, а Сергей Авдеев, родом из Братска, решил попробовать себя в роли специалиста по автомобилям в Японии.

Объявление в газете

Из Братска семья Авдеевых перебралась в Иркутск в начале 90-х, и уже через год отца перевели в гарнизон Спасск-Дальний. Однокомнатная квартира, которая была выделена капитану ВВС для проживания семьи, не очень удовлетворяла растущие с каждым годом потребности Сергея. Окончив школу и получив среднее образование, Сергей решил заняться автоделом — как ему казалось, очень перспективным бизнесом. Получив в автосервисе первый опыт обслуживания автомобиля, он все время мечтал попасть в Японию.

Как известно, если чего-то сильно захотеть, то обязательно получишь. И Сергей не исключение. Школьный друг принес ему объявление о том, что хабаровская фирма для работы в Японии набирает сотрудников с опытом работы в автомастерских. Сергей выяснил, что работа связана с разборкой автомобилей. Заработная плата от 1500 долларов, ну и проживание с питанием как-то тоже организовано. Для подачи документов требовался лишь заграничный паспорт, 300 долларов на визу, ну и еще 200 долларов на услуги агентства. Раздумывать было некогда, и через два месяца Сергей уже находился в японском городе Тояма.

Автобус на чурках

Когда мы куда-то приезжаем, то нас удивляет, что нам не так рады, как того хотелось бы. Одно дело туристы, ввозящие в страну деньги взамен на побрякушки, услуги и развлечения, другое дело — работники.

Поэтому встреча в порту напоминала встречу тещи зятем: мол, приперлись, а мы вас не ждали; вернее, ждали, но не настолько, что вы все-таки наберетесь наглости и приедете. «Садись в автобус» — вот все, что услышал Сергей от нового работодателя. Паспорт и прочие документы необходимо было сдать на хранение «паку», то есть хозяину автостоянки из Пакистана.

Пакистанец достаточно хорошо владел русским языком, и заученные японские фразы просто не пригодились. Кроме того, «пак» понимал и юмор, и как бы в подтверждение своего утонченного знания русского языка все время, когда в разговоре присутствовали спор и обида со стороны работника, говорил: «А куда вы денетесь — мы же на острове!» После такого юморка, со слов Сергея, ему всегда хотелось домой, но контракт был подписан на три месяца и его надо выполнять.

Бытовые условия ограничились салоном старого автобуса, который стоял на чурках прямо на территории стоянки, матрасы и одеяла были явно не первой свежести. Рядом с автобусом был санузел (по-нашему — домик «с сердечком»), ну и бак с водой. Это все, из чего состоял быт русского автослесаря. Одним словом, «рай», о котором Сергей не мечтал. Одно радовало: работа находилась в непосредственной близости от «жилья», точнее — вокруг него. Вышел из автобуса — и ты уже на работе. Этот нюанс был особенно полезным, когда после трудового дня измученные изнурительным трудом работники просто падали на свои лежанки без сил, чтобы утром вновь взяться за инструменты и со свежим силами разбирать автомобили.

Трудовые будни

Работать приходилось не много, а очень много. Опыт автослаесаря был нужен прежде всего в вопросах, как и что разбирается. Что открутить, чтобы оно быстрее отвалилось. Словом, Сергей попал на типичную автостоянку, специализация которой — разборка на запчасти старых, списанных автомобилей или машин после ДТП. Работа нехитрая, но требует навыков и умения, которое приобретается со временем.

Запчасти с разобранных машин сваливались в кучу, которую время от времени загружали в грузовики и отправляли в порт. Какая-то специальная упаковка не предусматривалась, и оптика шла вместе с генераторами, амортизаторами, сиденьями и прочими компонентами автомобиля.

Не очень интеллектуальный, но востребованный труд, который дает достаточно серьезные дивиденды хозяину. Посудите сами: машины покупались у бывших владельцев буквально за копейки. Серьезное ДТП, наводнение, небольшой пожар — все это прямой повод обращения в страховую компанию за получением компенсации. А та в свою очередь пытается избавиться от такого автомобиля буквально за любые деньги. Вот и ищут представители авторазборки такие машины по всей Японии, свозят их на стоянку, разбирают, а затем запчастями перепродают потенциальным покупателям. Средняя доходность 80—100%, а если учесть экономию на персонале из России, то и немного больше.

В бригаде Сергея было еще пять работников, которые также приехали за большими деньгами, но вскоре начали понимать, что попали. Ежедневный изнурительный труд на жаре, с одним выходным изматывал молодой организм. И даже в те минуты личного времени, когда руки могли отдохнуть от гаечных ключей и отверток, идти было некуда. Территория, отведенная в префектуре Тоямы для авторазборок, — это рисовые поля. Точнее сказать, дамбы, разделяющие рисовые поля на аккуратные прямоугольники и квадраты, с продуманной системой каналов и водоводов, мостов и проливов.

Одним словом, если ты собрался гульнуть, то придется шагать не по прямой, а по квадратам. И идти придется долго, так как в этом районе не особо предусмотрен общественный транспорт. И прежде чем окунуться в дорогой и гостеприимный сервис японских ресторанов и клубов, несколько раз подумаешь, есть ли смысл, особенно принимая во внимание тот факт, что обратно ехать на такси будет дорого.

Финансы поют романсы

Кроме оплаты визы и проезда на пароме в статье расходов появилось питание. То, что кормить не будут, стало понятно сразу. Работники покупали себе все сами в близлежащих магазинах: булки, бутерброды, пряники и т. д. — это основной рацион разборщика. Китайская лапша, горячая кружка — и то не каждый день. Все это требовало денег.

Для пополнения своего бюджета некоторые работники втайне от «пака» начинают торговать запчастями с разобранных авто. Покупатели — наши соотечественники, приехавшие за дешевыми автомобилями как для себя лично, так и для их перепродажи на «Зеленом углу». Они точно так же, практически за бесценок, покупают дефицитные узлы и агрегаты, чтобы, опять же, получить заслуженную компенсацию от покупателя. Но за левую торговлю предусмотрено наказание. В случае поимки работника не будут ругать, воспитывать, а просто не выплатят зарплату за месяц, и все — торгуй дальше. Такие методы финансового сдерживания зачастую были решающими, и приходилось отказываться от неучтенных заработков.

А теперь представьте себе состояние молодого растущего организма Сергея, который много работает, мало ест, плохо спит и не имеет возможности расслабиться. Да, это стимулирует к подвигу. И подвиги, вернее побеги, не редкость в таких ситуациях.

Из грязи — в князи

Ранним июньским утром наш герой бросился в бега. Нет, ему не пришлось перелезать через высокий забор или делать подкоп. Не было необходимости даже скрипеть входной дверью, ибо таковой вообще не было. Охраны тоже нет, если не считать местную дворняжку, которая, в отличие от наших сторожевых собак, крепко спит на своей подстилке.

Сергей ушел в рассвет по заранее продуманному маршруту в сторону наших — туда, где были стоянки и офисы российских фирм, туда, где он хотел найти поддержку и понимание, к людям, которые отправят его домой.

Два часа Сергей шел без остановки, пока не увидел первые признаки русских. Русская речь — вот, что сразу выделяет соотечественников из общей массы, особенно на чужбине. Все это вселяло надежду и уверенность в то, что ты добрался до своих.

Он вышел на партнеров агентства японских автомобилей в Японии, которые и помогли ему выехать на родину. Сотрудники фирмы договорилось с работодателем о передаче документов и остатка оплаты за вычетом моральных издержек, которые понес пакистанец, потеряв ценного работника. Уже через неделю Сергей попал в объятия своей, пусть не такой, как хотелось бы, но все-таки родины, где его ждали и любили.

В настоящее время наш герой работает во Владивостоке на одном из самых крупных автомобильных рынков подержанных автомобилей из Японии — «Зеленый угол». Пока особенного рвения вновь попасть на работу в Японию Сергей не высказывает.

Редакция выражает благодарность ООО «Агентство японских автомобилей» за организацию пребывания нашего корреспондента в Японии. Особая благодарность сотрудникам токийского офиса ООО «Агентство японских автомобилей».