Раздолье — село переселенцев

О золотом промысле в окрестностях села сейчас помнят лишь старожилы

Село Раздолье, расположенное в Усольском районе, вполне оправдывает свое название: широкие улицы, много зелени и света, свежий воздух и абсолютная чистота. На первый взгляд можно предположить, что жизнь здесь бьет ключом и нет никаких сложностей. Тем не менее у жителей Раздолья те же проблемы, что и в других немногочисленных селениях, главная из которых — безработица. Сейчас здесь функционируют только предприятия бюджетной сферы, отделение Усольского лесничества, одиннадцать частных предпринимателей.

В поселке орудовала банда Золотого Зуба

Село Раздолье образовалось на рубеже XIX—XX веков. Первыми поселенцами в 1903 году стали представители из Украины и Белоруссии. Через семь лет в эти места приехал подрядчик, который проводил дорогу по поручению царского правительства. Дорогу строило местное население. Вскоре были открыты первая школа и магазин.

В 1923 году в Раздолье образовался сельский совет. Однако наиболее яркие воспоминания старожилов о том периоде связаны с бандой Золотого Зуба, которая расстреливала коммунистов во время Гражданской войны. Первый председатель Раздольинского сельсовета, Федот Деревягин, возглавил борьбу с бандой, в результате чего на него было совершено два покушения.

Название села, по мнению жителей, появилось из-за месторасположения. Из восьми населенных пунктов сейчас осталось только пять. Самым крупным из них был Моргудей.

На территории поселков в одно время работали механизированный лесопункт, расположенный в Моргудее, который занимался заготовкой и вывозкой древесины, промышленная артель «Зеленый гай» в Софинске, занимающаяся лесохимической отраслью: выработкой сосновой смолы, изготовлением скипидара. Третьим предприятием являлась промышленная артель «Луч тайги» в Раздолье, здесь мастерили канцелярские столы, ложки, крестьянские сани, лыжи, бочки и др. Два последних предприятия закрылись в послевоенное время, лесопункт в Моргудее переименовался в Моргудейский ЛПК.

Женщины работают в бюджетной сфере, мужчины — у частников

Как отметил Сергей Добрынин, глава администрации Раздольинского муниципального образования, в Раздолье проживает около 1,5 тыс. человек, в основном пенсионеры, молодежь в поисках работы уезжает в города.

— У нас селяне работают в соцсфере: школа, Дом культуры, амбулатория, дом-интернат для престарелых и инвалидов. А также есть частные предприниматели, — рассказывает Сергей Добрынин. — Некоторые жители уезжают в город, работают вахтовым методом. Вопрос с нехваткой рабочих мест можно рассматривать с двух сторон: есть места, но люди не хотят там работать. В основном это работа у лесозаготовщиков: очень тяжелый, адский труд, а среди молодежи это не модно. Сейчас у нас трудоустроено 40% населения. Кто хочет работать, тот работает.

Частники занимаются торговлей и лесом — заготовкой и переработкой древесины. Среди населения работающие распределяются следующим образом: женская половина, как правило, работает в бюджетной сфере, мужская — у частных предпринимателей и в лесничестве.

Живут, как и во многих остальных селах, за счет личного подсобного хозяйства и подработки. Как говорят жители, Раздолье — это таежный тупик, поэтому здесь нет сельскохозяйственных земель, только огороды.

Домашних животных сейчас держат все меньше и меньше, хотя при въезде в поселок можно наблюдать пасущихся коров и телят, правда в очень малом количестве. Молодые люди, которые остаются жить в Раздолье, предпочитают не осложнять себе жизнь разведением домашнего скота.

Без электричества и дорог

Как отметил Сергей Добрынин, проблема номер один в их муниципальном образовании — это электроснабжение.

— Построенная предприятием Китойлес в 1957 году ЛЭП-10 считалась временным вариантом, но ничего постоянного так и не было построено, — комментирует ситуацию глава администрации. — На сегодняшний день после банкротства предприятия все, что было на его балансе, оказалось брошенным: коммунальная сфера, электро-, водоснабжение. Решения суда о банкротстве до сих пор нет. Получается, что это ничье. При проверке не оказалось и технической документации. Мы обратились в областную администрацию и предложили три варианта строительства электролинии, один утвердили. Сейчас готовим проектно-сметную документацию на строительство.

Проблемы с электричеством оказались действительно большими. Так, в близлежащем поселке Октябрьск, по уточненным данным, за прошедший год электроэнергии не было 127 рабочих дней.

Кроме того, еще одной проблемой являются дороги, одна из которых также была на балансе у Китойлеса и сейчас считается ничьей. Уже долгое время дороги нуждаются в капитальном ремонте.

В Раздолье везут переселенцев

В Раздолье нет своего участкового, поэтому разбираться в той или иной ситуации властям приходится самим. Как отмечают жители, поселок достаточно спокойный. Наверное, сказывается удаленность от города. Тем не менее в Раздолье назревает новая проблема — так называемые переселенцы.

— Весь городской отстой свозят сюда. Пока эти люди составляют небольшой процент населения, но с каждым годом их становится все больше, в год приезжает по две-три семьи. Это уже становится проблемой. Они не приспособлены к сельской жизни, проматывают все что можно, а потом многие исчезают, опять в город едут, а их участок, дом остаются, — говорит Сергей Добрынин. — Со своими неблагополучными семьями легче работать, они приспособлены к нашим условиям, подрабатывают продажей ягоды, черемши и др. С городскими больше проблем. Вот, к примеру, у одних дом сгорел, двое несовершеннолетних детей остались, родители исчезли. Детей определили в приют, а что с их участком делать, не знаем. Дом сгоревший так и стоит там.

Одна из главных проблем, связанных с переселенцами, — это несовершеннолетние дети. Многие не ходят в школу, слоняются, малыши остаются совсем без присмотра. В поселке таких детей сразу видно, поскольку все селяне знают друг друга в лицо. В одной из близлежащих деревень обнаружили трех несовершеннолетних детей, которые нигде не учились. Пришлось принимать меры.

— Мы выходили с этим вопросом в Законодательное собрание области, в прокуратуру. Нам сказали, что есть Закон «О праве граждан РФ на свободу перемещения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ», поэтому ничего сделать нельзя, — говорит Сергей Добрынин.

В школе хранится вековой сундук и сорокалетние тетради

В Раздолье есть своя полная средняя школа, в которой обучается 125 учеников. Здание было построено для детского сада, но в 90-х годах его ликвидировали. Проведенный в этом году опрос показал, что он не востребован жителями села. В коридорах школы развешены стенды с дипломами, грамотами, фотографиями лучших учеников и т. д.

Одно из достопримечательных мест в школе — музейная комната, где хранятся старинные экспонаты. Среди них тетради учеников сорокалетней давности, в которых школьники писали еще пером, вековой сундук, старые домашние атрибуты: утюги, горшки, кувшины и др. Очень старый телевизор «Рекорд-12», обозначенный как черно-белый телевизионный приемник, работает, по словам детей, до сих пор, правда учителя включать его боятся.

— В этом году нашему памятнику героям Великой Отечественной войны исполнилось 40 лет. Мы собирали о нем материал, когда и кем он был установлен, — рассказывает Маргарита Медведева, педагог-организатор Раздольинской средней школы, — писали о тех героях, имена которых были выгравированы на памятнике, разговаривали с их родственниками.

Троица — особый праздник

Одно из достопримечательных мест в Раздолье — Дом культуры. Здесь каждые выходные постоянно собирается молодежь, проводятся дискотеки.

Одним из особенных праздников считается празднование Троицы, или, как называют его в народе, день березки. Народные гулянья проводятся, как правило, на берегу Китоя. Организаторы праздника стараются соблюдать все священные обряды: игры, плетение березовых венков.

— В эту Троицу мы хотим освятить воду, провести обряд потопления березки, — говорит Светлана Паргачева, директор Дома культуры. — Девушки пускают березовые венки в воду: если они плывут плавно, то год будет удачный, а если утонул — значит, будут неприятности.

В Раздолье есть и свой ансамбль «Саяночка», постоянный участник районных соревнований. Активное участие во всех мероприятиях принимают школьники, на День Победы в этом году они подготовили для ветеранов необычные пригласительные открытки с веточками березы.

— Мы отмечаем и социально значимые праздники: День семьи, защиты детей, День матери, — рассказывает Светлана Федоровна. — Нас просят подготовить программу и для профессиональных праздников: День лесника, медицинского работника, учителя и другие. Также у нас есть и свой спортинструктор, который постоянно проводит спортивные мероприятия: шашки, волейбол, настольный теннис. Недавно провели и велокросс среди школьников.

В Раздолье добывали золото

Как говорят селяне, рядом с поселком есть и свое золотое место, где когда-то добывали золото, — Золотарка.

— Раньше мы ездили на сенокосы и находили ямки-шурфы. Мне говорили, что когда-то здесь добывали золото, — рассказывает Маргарита Медведева. — Хотя приезжали сюда как-то специалисты и говорили, что, судя по камню, здесь не может быть промывного золота. Тем не менее его кто-то искал.

Зинаида Быстрицкая, жительница села, вспоминает, что на территории Раздолья когда-то были свой кирпичный завод, детский сад, общественная баня, общежитие для молодых специалистов, чайная и многое другое.

— В основном все работали в леспромхозе, лес сплавляли по реке, дружно было. Всегда вместе работали, в праздники под гармошку ходили дружно. Мужики не пили, только по праздникам в пивнушку ходили, — рассказывает Зинаида Андреевна. — В детском саду было свое подсобное хозяйство, держали коров для молока. У нас еще колодец был, пекли хлеб на колодезной воде в пекарне, очень вкусный был.

Самое большое впечатление у пожилых селян осталось со времен приезда в эти края так называемого тряпочника.

— Для нас, детей, это был целый праздник, мы копили старые вещи, а потом меняли их у него на разные мелочи: сладости, воздушные шары, игрушки. Женщины покупали бытовые вещи, например краску для побелки дома. У тряпочника были весы, каждую кучку вещей он взвешивал, оценивал и говорил сумму, на которую можно было купить. Некоторые старались обмануть: в вещи подкидывали камешки — чтобы тяжелее были.

В 50-х годах, во время строительства Иркутской ГЭС, в Раздолье хлынул поток переселенцев из затопленных деревень: Бурдугуз, Пашки, Голубовск и др.

— У нас вообще вся история деревни, со дня основания и до сегодняшнего дня, связана с переселенцами. Как раньше они постоянно прибывали, так и сейчас, — говорят жители села. — Правда, нынешние переселенцы совсем другие, — добавляют они.