Иркутск строят китайцы и таджики

Производительность труда у неприхотливых иностранных рабочих несравненно выше, чем у русских

В Иркутске насчитывается более 300 малых и больших строительных площадок. Разумеется, каждый их этих объектов нуждается в квалифицированных строителях и рабочих. Существенную конкуренцию русским строителям составляют мигранты. Они работают от зари до заката, не пьют, не уходят на выходные. Некоторые работодатели утверждают, что иностранцы даже не болеют. Им просто некогда, весь смысл их жизни в чужой стране — как можно больше заработать. А учитывая, что зарплата у строителя сдельная, старается он изо всех сил.

Китайцы не сгорают на работе

Представители дальнего зарубежья — это, конечно, китайцы и корейцы — приезжают на освоение строительных площадок Иркутска в мае и имеют право работать здесь 6 месяцев. Выходцы из бывших стран СНГ — узбеки, таджики, киргизы — приезжают в столицу Приангарья целыми автобусами, сами получают разрешение на работу и идут наниматься в строительные фирмы.

Китайцы готовятся к поездке основательно, все необходимое для жизни, вплоть до туалетной бумаги, они везут с собой. В Китае даже предметы личной гигиены стоят несравнимо дешевле. В Иркутске выходец из Поднебесной покупает только продукты.

Сотрудники миграционной службы, проверяющие строительные объекты, удивляются, до какой степени может доходить неприхотливость китайцев. Иностранные рабочие порой живут в ими же построенном цокольном этаже или в сколоченном из досок уличном бараке, редкие фирмы предоставляют им общежитие.

Инспектора вспоминают, как однажды, нагрянув под вечер с проверкой, они потребовали, чтобы из небольшого домика вышли все находящиеся там иностранцы. Китайцы выходили и выходили, и этот процесс, казалось, не кончится никогда. Пораженные инспектора насчитали 105 человек. Как такое количество людей поместилось в небольшом бараке, объяснить было трудно. И что поразительно — лица китайских трудяг светились улыбками. А самый продвинутый в знании русского языка пояснил: «Хоросе зивем».

О работоспособности китайцев ходят легенды. Это качество трудолюбивого народа вызывает у наших соотечественников удивление, а то и вовсе восхищение.

— Китайцы настолько охочи до работы, что им трудно понять, почему рабочий день начинается не в 5, а в 7 часов утра, — рассказывает Максим Романов, начальник отдела маркетинга ЗАО «Труд Байкал». — Приходится объяснять, что, мол, люди, живущие вблизи стройки, еще спят и мешать их утреннему сну мы не можем. Трудятся китайцы до тех пор, пока совсем не стемнеет, но готовы продолжить работу и при искусственном свете.

Однако человеческий организм не железный. При таком режиме можно и перетрудиться, что называется сгореть на работе. На памяти сотрудников строительных фирм нет ни одного подобного случая. Китаец трудится в размеренном темпе, он мудр и спокоен. Если он несет кирпичи, то ровно столько, чтобы не надорваться. Его главный принцип — работать не останавливаясь. А вот русские строители зачастую грешат тем, что, затянув перекур, потом рвут жилы, чтобы наверстать упущенное время.

Из-за страха потерять место усиливается иммунитет

Полгода выходец из Поднебесной работает в нашей стране, другие полгода на заработанные деньги живет в Китае. К нам приезжают в основном представители малограмотной, бедной части населения. Таких денег, как в России, на родине бедняку-китайцу не заработать никогда. Преимущества мигрантов перед нашими соотечественниками очевидны: они не просят выходного, чтобы покидать навоз на даче, не уходят на больничный. Работодатели находят этому интересное объяснение: иностранец настолько дорожит своим рабочим местом, что у него усиливается иммунитет.

Для иностранного рабочего нет слов «не получается» или «невозможно», он руководствуется только четким «надо». Надо работать, несмотря ни на какие препятствующие внешние обстоятельства.

Так, на одной из строек Иркутска сломался башенный кран, подающий поддоны с кирпичом и арматуру. Поломка незначительная, но для ее устранения понадобилось несколько часов. Бригада русских рабочих задымила сигаретами, их работа была парализована. Несложно догадаться, что сделали китайцы. Образовав группы по двое, они брали длинную палку, подвешивали на нее кусок ткани и на таких импровизированных носилках носили кирпичи на собственных плечах — словом, подтверждая вышесказанное, даже не думали останавливать работу.

Жители Поднебесной — отличные специалисты в монолитном строительстве, в этом плане у них большой опыт, ведь здания в городах КНР имеют монолитную конструкцию.

Три литра водки на 30 человек

Положительно отзываются руководители строительных фирм об узбеках, таджиках и киргизах. Характеризуют их как очень исполнительных работников. Представители ближнего зарубежья работают как стахановцы, изо всех сил трудятся, чтобы обеспечить семью, оставшуюся на родине.

— Закончив задание, иностранные рабочие обычно спрашивают бригадира: «Что мне еще сделать?» Русские не задают такой вопрос никогда, — говорит Андрей, замдиректора одной из строительных фирм. — Главный отдых для работяг-мигрантов — это сон, а единственное развлечение — сходить в баню. Их огромный плюс — напрочь отсутствующая тяга к алкоголю. За полгода, что они здесь, иностранцы только раз позволяют себе расслабиться — встретить восточный Новый год. Режут барана, готовят плов и позволяют себе немного спиртного, в последний раз купили 3 литра водки. У нас, у русских, этого количества хватило бы на несколько человек. Они же распределили ее на 30, и этого вполне хватило для веселья.

В работе с выходцами из СНГ есть свои нюансы. Чуть не доглядишь — иностранец может и схалтурить. Но обычно ему приходится переделывать некачественно выполненную работу или откровенный брак, ведь каждый этап в таком серьезном деле, как строительство здания, отслеживается специалистами.

Владельцы одной из гостиниц сетуют, что здание, построенное руками выходцев из ближнего зарубежья, постепенно трескается и осыпается.

— Винить только строителей нельзя, — говорит Андрей. — Скорее всего, тут были использованы некачественные материалы, дешевый бетон. Либо не была соблюдена технология.

Представители строительных компаний Иркутска иностранцев ждут с нетерпением. Заканчивается весна, строительство набирает все более стремительные обороты.

«Вот приедут китайцы — будем возводить дома с космической скоростью», — надеются в одной из фирм.

Логично было бы предположить, что постепенно иностранцы вытеснили бы со стройплощадок строителей-россиян. Но, на счастье наших работяг, сколь угодно большое количество мигрантов фирма нанять не может — на привлечение иностранной рабочей силы существует лимит.