Поляки покушаются на иркутский памятник

Католическая епархия продолжает попытки захвата органного зала

Как известно, правительство Польши приняло решение рассмотреть законопроект о демонтаже или переносе памятников советским героям, павшим во время Второй мировой войны. В Катовице на месте памятника красноармейцу даже предполагается установить памятник одному из президентов США — Рональду Рейгану. В это время в Иркутске граждане Польши не оставляют попыток отобрать у россиян памятник федерального значения — польский костел, в котором находится уникальный орган, созданный немецкими мастерами на средства города Иркутска.

Перенос органа означает его смерть

Накануне Пасхи в Иркутск с неофициальным визитом приезжал посол государства Ватикан в РФ архиепископ Антонио Меннини. На встрече с представителями областной администрации он пытался поднять вопрос о передаче католической общине здания польского костела. Послу было заявлено, что костел является памятником истории и культуры и не может быть передан католической епархии. Тем не менее католики, в частности генеральный викарий Римско-католической епархии святого Иосифа в Иркутске Анджей Шевчив, постоянно заявляют о том, что костел строили поляки и поэтому он должен принадлежать католической епархии.

В настоящее время ситуация осложняется тем, что Правительство РФ разрабатывает законопроект о передаче в собственность церкви имущества религиозного назначения, и в свете этих событий католики готовят почву для дальнейшей работы по захвату памятника федерального значения, находящегося в областной собственности.

Представили Иркутской областной филармонии, болея душой за органный зал, расположенный в польском костеле, безуспешно пытаются объяснить служителям католической церкви, что уникальный орган создавался специально под это здание и переносу не подлежит. При этом генеральный викарий Анджей Шевчив вообще не хочет слушать никаких пояснений и обвиняет сотрудников филармонии и всех россиян в воровстве икон, крестов и прочего имущества, якобы находившегося когда-то в костеле.

Марина Токарская, директор Иркутской областной филармонии, кандидат искусствоведения, рассказала «СМ Номер один», что перенос органа будет означать его гибель, потому как уникальный инструмент и здание костела представляют собой единый организм.

— Органный зал был образован в 1978 году и сразу стал любимым местом культурного отдыха иркутян, — говорит Марина Николаевна. — Но когда католическая община в 1991 году оказалась в здании костела, сразу начались разговоры о том, что орган не должен находиться в алтарной части и надо бы его оттуда убрать. Но я могу заявить со всей ответственностью: это невозможно.

Именно потому что нельзя было убрать орган из алтарной части, католической общине предложили землю под строительство нового собора. При этом поляки обещали, что, как только будет построено новое здание — приход Непорочного Сердца Божией Матери на Грибоедова, — они покинут польский костел и не будут на него претендовать. Однако это обещание было дано на словах. Никто не позаботился о том, чтобы составить соответствующие документы, потому что никто даже не мог подумать, что обещание, данное служителями церкви, не будет выполнено.

Католик оскорбил коммуниста

Сейчас, несмотря на существование огромного собора на Грибоедова, в районе политехнического университета, в польском костеле католики продолжают проводить ежедневные богослужения. При этом обычные службы проходят в часовне костела, а во время католических праздников филармония отдает общине весь зал.

— Мы постоянно идем им навстречу, — рассказывает Марина Токарская. — Когда планируем абонементы на будущий год, то просим у них график богослужений, чтобы не назначить концерт в католический праздник. Однако в прошлом году мы очень долго не могли напечатать абонементы, потому что Анджей Шевчив заявил: «В следующем году вас здесь не будет».

На этот счет имеется докладная записка старшего контролера Софьи Гурьевой: «Довожу до вашего сведения, что на мою просьбу представить график богослужений на концертный сезон 2006—2007 отец Анджей Шевчив ответил: «В следующем году вас здесь не будет». Также в своих разговорах отец Анджей обвиняет нас в воровстве золотых икон, крестов, называет коммунистов разрушителями всего. Меня это очень, до глубины души расстроило, так как я являюсь коммунистом с 1962 года. Этот человек, приехав в нашу страну, являясь здесь гостем, позволяет вести себя недопустимо в отношении нашей страны, нашего народа, особенно коммунистов. Этот храм — наше здание, оно находится под охраной государства. Все затраты на реставрационные работы осуществляла наша страна».

В беседе с корреспондентом «СМ Номер один» Софья Гурьева призналась, что до сих пор не может прийти в себя от заявлений Шевчива.

— Он все ходил искал здесь золотые кресты и иконы, спрашивал, куда мы их дели, — говорит Софья Ильинична. — Католики никакого отношения к этому зданию не имеют, ни копейки не вложили в ремонт. Я здесь работаю 35 лет и не могу спокойно смотреть на то, как они ждут, чтобы сломался наш уникальный орган.

Другие сотрудники филармонии также шокированы поведением отца Анджея. По их словам, во время проповедей Анджей Шевчив постоянно ругал российское здравоохранение и систему пенсионного обеспечения, заявлял, что православие — это вообще не вера, всячески оскорблял русский народ.

Из докладной записки Инны Сыромятниковой, сотрудницы органного зала: «Довожу до вашего сведения, что с приездом отца Анджея нагнетается обстановка в работе органного зала. Он постоянно заявляет, что приложит все усилия, чтобы отобрать это здание. При этом высказывает негативное мнение о нашем здравоохранении и по другим вопросам. Я, как патриот своей страны, уверена, что нельзя позволять негражданину России делать такие недружественные высказывания в адрес страны, где его приняли для службы своим прихожанам, а не для того, чтобы проводить антироссийскую пропаганду».

Все эти документы Марина Токарская передала начальнику управления по связям с общественностью и национальным отношениям губернатора Иркутской области Сергею Коженкову, заметив, что предшественник Анджея Шевчива, отец Игнаций, никогда не позволял себе ничего подобного.

Иркутяне потеряли интерес к католицизму

Сотрудники филармонии, с интересом наблюдающие за посетителями прихода Успения Богородицы, расположенном в костеле, отметили резкое сокращение количества прихожан. В 90-е годы, когда все это казалось новым и модным, в часовне негде было яблоку упасть. Сейчас интерес спал, и ежедневно службы в костеле посещает 1—2 человека. А по праздникам, даже в Рождество, прихожан бывает не больше 25.

— Это никак не сравнимо с тем количеством людей, которое посещает концерты в органном зале, — говорит Марина Токарская. — Они проходят почти ежедневно, и зал всегда полон, причем среди поклонников органной музыки очень много молодежи.

Органный зал хотели поджечь

Марина Токарская отметила, что попытки захвата зала областной филармонии начались далеко не сегодня. Где-то в конце 90-х годов отец Дарий во время концерта отключил орган от электропитания. Причем в этот момент исполнялась месса композитора Папы Римского Джироламо Фрескобальди. Концерт был приостановлен, публика пребывала в шоке.

Сотрудников филармонии также потряс случай, когда один из прихожан пытался устроить в костеле поджог. Пожар был предотвращен только благодаря бдительности персонала органного зала. А сейчас ситуация и вовсе обострилась.

— После того как появился Анждей Шевчив, мы стали с большой тревогой наблюдать, как возрастает агрессия в отношении сотрудников органного зала. Он стал позволять себе грубо разговаривать с персоналом, были случаи, когда он требовал, чтобы его допускали в позднее время в часовню, — отмечает Марина Токарская.

При этом Анджей Шевчив регулярно пишет обращения властям Приангарья и просит передать польский костел католическому приходу. Его не интересуют ни уникальность органа, ни тот факт, что органный зал ежегодно посещает свыше 15 тысяч человек, в то время как за тот же период в костеле бывает чуть больше тысячи прихожан. Кроме того, на средства областного и федерального бюджетов в костеле был проведен капитальный ремонт — усилены фундамент, стены, обновлена кровля, перекрыты полы, заменены окна, двери, сантехническое и электротехническое оборудование. В настоящее время здание находится в отличном состоянии, причем католическая община в его преображении никак не участвовала.

— Хотелось бы надеяться, что в своем государстве свои памятники мы будем хранить самостоятельно, а не раздавать иностранцам, — говорит Марина Токарская, и ее мнение разделяют все иркутские музыканты.

Солистка Иркутской областной филармонии Лидия Янковская, обескураженная поведением католической епархии, даже написала письмо мэру Иркутска Владимиру Якубовскому с просьбой сохранить в неприкосновенности уникальный орган, входящий в десятку лучших европейских инструментов.

Справка «СМ Номер один»

Польский костел был построен в 1883 году по проекту польского архитектора Тамулевича и является единственным образцом поздней готики с элементами романского стиля на территории восточнее Урала. Костел был построен на средства, собранные ссыльными — после польского восстания 1863—1864 годов 22 тысячи польских революционеров были сосланы в Иркутскую губернию и Забайкалье.

Предание гласит, что когда поляки обратились к властям города за разрешением на строительство костела, те поставили одно условие — он должен быть расположен ниже находящихся на площади православных церквей. Это условие было выполнено, костел действительно ниже Спасской церкви и собора Богоявления.

В 1978 году костел был отреставрирован, в нем открылся органный зал Иркутской филармонии на 220 мест. Стоимость реставрации костела составила 500 000 советских рублей. Орган по специальному заказу был изготовлен известной немецкой фирмой «Шуке». У органа 27 регистров, 1849 труб, два изящных мануала, напоминающие черно-белые гирлянды, богатая инкрустация. Нарядную инкрустацию на сумму 14 тысяч марок Иркутску подарили немецкие друзья, а сам орган был построен на средства города и обошелся примерно в 200 тысяч советских рублей. В ноябре 1978 года в Иркутске состоялся первый концерт органной музыки.