Школьники учатся спасать человеческую жизнь

Цели и задачи национальных проектов впервые были сформулированы 5 сентября 2005 года на встрече президента России Владимира Путина с членами правительства, парламентариями и руководителями регионов. Суть проектов заключается в том, чтобы экономические успехи страны, достигнутые в последние годы, трансформировать из цифр и оперативных сводок в реальные дела, которые смог бы ощутить каждый.
"Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше, - сказал тогда президент. - Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России".
Приоритетными национальными проектами стали "Современное образование", "Качественное здравоохранение", "Доступное жилье" и "Развитие АПК". Их реализация началась 1 января 2006 года, продолжается она и сейчас. Как этот процесс проходит в Иркутской области - об этом проект нашей газеты "Национальные приоритеты".

После беседы с педагогами Белореченской средней общеобразовательной школы и экскурсии по классам, коридорам, оформленным стендами и творческими работами учеников, а также после посещения двух школьных музейных комнат стало ясно: миллион рублей в рамках национального проекта "Качественное образование" получила одна из самых достойных школ области. Работа педагогического состава нацелена не только на получение учениками качественного образования: из стен школы выходят ребята, имеющие специальности повара, газоэлектросварщика и водителя. Большая работа ведется школой в профориентационном направлении, ведь так важно, чтобы сегодняшние школьники смогли выбрать будущую профессию по душе и впоследствии не разочаровались в выборе.

Ребята учатся кузнечному ремеслу

Белореченская средняя общеобразовательная школа в 2006 году отметила тридцатилетний юбилей. Фотографии и биографии учителей, бывших выпускников школы, библиотекарей, медиков и даже технических работников бережно хранятся в музейной комнате учебного заведения, которая в скором времени должна получить официальный статус музея. Сегодня в школе работает 54 педагога, учатся 856 человек, но только два класса первоклашек. А ведь еще в начале девяностых учеников было больше на целую тысячу. Педагогический коллектив когда-то насчитывал 115 человек.

Осознавая востребованность людей рабочих профессий, ребята овладевают специальностями повара, газоэлектросварщика и водителя. После окончания курсов ученики получают свидетельство, им присваивается четвертый и третий разряды. Охотнее всего школьники идут учиться на повара, тонким искусством приготовления блюд интересуются даже ребята, которые не особо успешны по многим школьным предметам. Многие мечтают связать свою жизнь с поварским ремеслом, что тем более актуально при сегодняшнем развитии системы общепита и ресторанного бизнеса. Но даже если в будущем ребята поступят в институт и захотят обучаться другой специальности, полученные навыки определенно лишними не будут. Летом многие ученики старших классов трудятся помощниками поваров - проходят практику и получают свою первую зарплату.

На базе школы работают элективные курсы, призванные сориентировать школьников в выборе будущей профессии. Так как в поселке Белореченском два исправно работающих сельхозпредприятия, возникает большая потребность в специалистах соответствующей квалификации. Именно поэтому в школе действуют сельскохозяйственный профиль. Специально для ребят, определившихся с профессией, по субботам ведутся занятия, проводят их как сами педагоги школы, так и специалисты Белореченского свинокомплекса, СХАО "Белореченское" и преподаватели сельхозакадемии, которые, кстати говоря, прямо в школе проводят вступительные экзамены для всех выпускников, желающих обучаться в ИрГСХА.

На уроках технологии мальчики овладевают столярным и слесарным ремеслом.

- Часть полученных в 2006 году в рамках национального проекта миллиона рублей было решено потратить на оборудование мастерской, - говорит Любовь Павловна Мамойко, директор школы. - Одной из самых значимых покупок стал кузнечный станок.

Столярное, слесарное, а теперь еще и кузнечное ремесло - с такими навыками белореченские мальчишки точно не пропадут в жизни. Новый кузнечный станок предназначен для холодной ковки металла, из железных прутьев школьники под руководством педагога делают решетки на окна, ограждения для школы и создают из покорного машине железа затейливые орнаменты для украшения наличников.

Работы учеников становятся экспонатами музея

Резные шкатулки, которые делают мальчики, - экспонаты еще одной школьной музейной комнаты, посвященной декоративно-прикладному искусству. Комната служит нескольким целям: здесь проводят экскурсии для девочек, школьницы рассматривают богатую коллекцию изделий, созданных руками белореченских мастериц в довоенные и послевоенные годы, и вдохновляются на создание собственных рукотворных украшений интерьера.

Есть тут и старинная мебель: шкафы с ракушечными ручками, стулья на гнутых ножках, комод, который учитель технологии и заведующая музейной комнатой Александра Ивановна Тютрина увидела на дачной свалке. Теперь добротный комод занял достойное место в экспозиции под общим названием "Убранство русского дома".

Помимо раритетов в музейной комнате множество работ учениц школы. Внимание привлекает диковинный расшитый фартук. Фартук - это элемент древнерусского костюма, он служил приложением для научно-исследовательской работы одной из учениц школы.

Созданием и оформлением таких работ занимается научно-исследовательское общество "Эрудит", существующее при Белореченской средней школе с 1998 года. Его руководитель Екатерина Федотова учит ребят работать с литературой, собирать и анализировать полученную информацию, правильно оформлять свои работы. Школьники овладевают навыками, которые им пригодятся в будущем. Да и само создание научно-исследовательских работ значительно расширяет кругозор. В школе два лауреата российской конференции "Шаг в будущее", 36 дипломантов региональных конференций с аналогичным названием. За огромный вклад в образовательный процесс Екатерина Анатольевна получила президентский грант в 100 тысяч рублей.

В школе появился говорящий Ури

Еще один педагог, получивший государственную премию - Виктор Викторович Коркин, - известен не только у нас в области, но и за ее пределами. Учитель географии, одновременно он является председателем Иркутской областной общественной организацией детей и молодежи "Байкальский скаут". В Белореченском три скаутских отряда, их деятельность уже давно приобрела международный масштаб. Ребята побывали в Японии, Америке, в этом году собираются в Великобританию. Виктор Викторович потратил часть своей премии на поощрение самых активных учеников.

Помимо скаутов есть в школе и пионеры. На днях в Усолье возле памятника Вечному огню четвероклассникам повязали красные галстуки представители пионерской дружины поселка Тельмы.

На втором этаже Белореченской средней школы висят портреты учеников. Это школьный парламент - ученики вовлечены в реальную жизнь государства и в своей школьной жизни выполняют обязанности политиков.

После получения миллиона рублей школа существенно обновила свою материально-техническую базу, для класса информатики взамен стареньких компьютеров были приобретены новые. Теперь у школяров есть новая цифровая фототехника. В кабинете иностранного языка установлено прекрасное лингафонное оборудование.

Около 150 тысяч рублей ушло на приобретение муляжа человека, которому ребята тут же дали имя Ури. Он "живет" в кабинете ОБЖ и умеет разговаривать. Школьники учатся на практике делать искусственное дыхание, спасать человека от клинической смерти - словом, оказывать первую медицинскую помощь. Компьютер, к которому подсоединен Ури, выдает информацию, правильно ли действуют ребята при спасении человеческой жизни.

Цитата

Дмитрий Медведев, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации:

"Сегодня очевидно, что одной из важнейших задач развития должно стать создание экономики знаний. Когда не отдельные отрасли развиваются за счет технологического креатива, а вся экономическая жизнь структурирована на интеллектуальной основе.

В основе создания новой экономики и нового общества лежит развитие потенциала личности. Этот потенциал, в свою очередь, является производным от уровня доступности и качества образования, здравоохранения, информации и коммуникаций, достижений науки и культуры.

От успеха отдельного человека, от его возможности реализовать свой талант зависит и успех страны. Но чтобы человек смог раскрыть и развить свой творческий потенциал, государство должно обеспечить условия для такой самореализации".