У Бориса Ельцина были с "Молодежкой" особые отношения

Почти двадцать лет назад попытка опубликовать интервью с опальным Ельциным стала причиной серьезного конфликта

23 апреля от остановки сердца скончался первый президент РФ Борис Ельцин. По данным официальных источников, к смерти привело заболевание сердечно-сосудистой системы. Известно, что у Ельцина было больное сердце, а в 1996 году он перенес операцию по аортокоронарному шунтированию. Первого президента России похоронили вчера на Новодевичьем кладбище. Этот день был объявлен в России днем траура.

Первые иркутские журналисты, взявшие интервью у Бориса Ельцина, работали в газете "Советская молодежь". Опубликованию материала предшествовала история, едва не приведшая к закрытию газеты.

В то время будущий первый президент РФ был в опале. За ряд жестких высказываний в адрес КПСС в ноябре 1987 года его сняли с должности главы Московского ГК партии и перевели в Госстрой на должность первого заместителя председателя этой структуры.

Ельцин оказался в информационной блокаде. Ни одно издание не решилось организовать интервью с опальным политиком. Исключение составила рижская газета "Советская молодежь". Судя по всему, Прибалтика уже тогда почувствовала первые признаки приближения независимости и латвийские журналисты не побоялись встретиться с Ельциным.

Иркутская "Советская молодежь" поставила перепечатку этого интервью, однако до читателей оно так и не дошло. Накануне выхода газеты о перепечатке стало известно в обкоме партии. Журналистам поступило указание убрать материал из номера, а когда молодежкинцы отказались, в редакцию прибыл партийный десант. Заместителя редактора Александра Семенова отстранили от выпуска номера, и партийцы выпустили газету сами. Естественно, без интервью.

Главный редактор "Молодежки" Олег Желтовский был тогда в отпуске на Ольхоне. Обком партии прислал за ним машину, и уже на следующий день редактор оказался на ковре у заместителя первого секретаря ОК КПСС по идеологии. В ходе разбора полетов партиец бросил фразу: "Было бы это ваше интервью - другое дело, а то устроили шум из-за какой-то перепечатки..."

- Я запомнил эти слова, - вспоминает Желтовский, - связался с Госстроем, где тогда Ельцин работал, договорился об интервью. В Москву отправился Андрей Москвин с вопросами. Там он встретился с нашим собкором по Москве Сергеем Ивановым, и они вместе посетили Ельцина. После беседы Борис Николаевич прямо на блокноте написал журналистам "Молодежки" небольшое обращение. Подпись едва вместилась, Борис Николаевич сказал: "Нехорошо вышло" - и подписал обращение еще раз, только уже на обратной стороне блокнота.

Понятно, что обком КПСС хотел снять и это интервью, но Желтовский напомнил коммунистам о партийном слове, и материал с минимальными правками все-таки увидел свет. Через некоторое время в обкоме поняли, что позволили слишком многое, и на редакцию начались гонения.

- Меня хотели снять с работы, - вспоминает Олег Желтовский, - но заступился Александр Яковлев, который тогда был секретарем ЦК КПСС по идеологии. От журналистов он узнал о ситуации, где-то в Москве встретил Потапова, тогдашнего первого секретаря обкома партии, подозвал его и строго сказал: "Что это ты людей преследуешь?" От нас, естественно, на какое-то время отстали.