Заваленного породой машиниста спасали семь часов

Вдова экскаваторщика самостоятельно пытается призвать к ответственности работодателей

В редакцию нашей газеты пришло письмо от Натальи Прокудиной, вдовы погибшего в январе машиниста экскаватора Вячеслава Прокудина, трудившегося в карьере ГОКа "Западный" горнорудной компании "Сухой Лог", который располагается в 20 км от поселка Кропоткин и в 160 км от Бодайбо.
Женщина уверена, что руководство "Сухого Лога" пренебрегло правилами техники безопасности и не приложило все возможные усилия по спасению ее мужа. По ее заявлению в прокуратуре районного центра завели уголовное дело, проводится проверка.

Несчастный случай

Заинтересовавшись письмом, мы созвонились c Натальей Прокудиной и выяснили подробности.

Трагедия с Вячеславом Прокудиным и Виктором Десятовым произошла 20 января 2007 года. Машинист экскаватора ЭКГ-5А Прокудин и его помощник Десятов вышли в тот вечер в ночную смену. В начале третьего ночи, когда производилась погрузка автосамосвала БелАЗ, в карьере обрушилась порода. Экскаватор, в котором находились два человека, вмиг засыпало горной массой.

В результате полной деформации кабины был смертельно травмирован помощник машиниста Десятов, он умер практически мгновенно. Вячеслав Прокудин прожил еще семь часов. Эти несколько часов жизни иначе как муками не назовешь. Руководство карьера в течение двух часов после случившегося, по словам Натальи Прокудиной, не предпринимало никаких действий по спасению людей.

Спасательные работы начались только после того, как работники услышали слабые человеческие стоны. Это подтвердили все, кто помогал вызволить из каменного плена людей. Когда по голосу все же удалось добраться до машинистов, работники карьера увидели, что помощник машиниста Десятов уже мертв, а экскаваторщик Прокудин еще подает слабые признаки жизни. Его увидели в полулежащем положении на спине, придавленным сверху деформированной крышей. Мужчина оказался зажатым в кабине, мучился от повреждения внутренних органов, несколько часов терпел страшные муки и медленно замерзал. Но все же нашел в себе силы позвать на помощь...

Кто виноват?

Вячеслава Прокудина так и не удалось спасти. Согласно медицинскому заключению, его смерть наступила от сочетанной тупой травмы груди, живота, таза с переломами костей скелета, повреждением внутренних органов, сопровождавшейся развитием травматического шока. Мужчине было всего 32 года. Без отца остались две дочери, семи и двух лет. В семье Десятовых тоже лишились отца двое детей.

Комиссия, расследовавшая обстоятельства несчастного случая, установила, что травмирующим фактором явилось обрушение породы в месте работы экскаватора. Однако, согласно опять же выводам комиссии, несчастный случай произошел вследствие ряда нарушений, которые позже были выявлены. Среди них — недостаточная изученность технологического процесса, неправильная организация производства работ, нарушение единых правил безопасности при разработке полезных ископаемых открытым способом.

Владимир Осипов, заместитель руководителя Иркутского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора и председатель комиссии, расследовавшей несчастный случай, заметил, что нарушения при горных работах имеют место повсеместно.

— Горные работы всегда опасны, — говорит Владимир Осипов. — В прошлом году произошло семь несчастных случаев при выполнении таких работ.

В то же время Владимир Осипов уточнил, что все действия по спасению были проведены согласно инструкции. Убежден в этом и директор ЗАО "ГРК "Сухой Лог" Сергей Алкацев.

Однако Наталью Прокудину официальные заявления чиновников и руководства предприятия не убедили. Вдова возмущена тем, что скорую помощь на место несчастного случая вызвали только после того, как у ее мужа началась остановка дыхания, а не ранее, когда еще была надежда на спасение.

Бездейственным присутствием называет Наталья Прокудина действия медсестры, сделавшей за пять часов только два обезболивающих укола пострадавшему. Попыток вытащить машиниста или вызвать скорую помощь из поселка медработник не предпринимала.

Всех свидетелей — в отпуска

Детально изучив свои права, Наталья Прокудина собирается бороться с их повсеместным нарушением. К примеру, как член комиссии по расследованию несчастного случая, она ни разу не была приглашена и не принимала участия в процессе. Также нарушением являлось то, что на период расследования должностные лица не были отстранены от работы, а посему имели возможность оказывать давление на рабочих. В качестве доказательства Наталья Прокудина приводит факт, что многие сотрудники, работавшие в ту ночь, позже были отправлены в отпуска.

Давление оказывалось и на саму женщину. Руководство компании приглашало вдову на беседу, интересовалось ее планами на будущее и убедительно просило не подрывать имидж компании поиском правды. Наталья Прокудина уступать угрозам и предупреждениям не намерена. От ее имени составлено обращение в комиссию по правам человека при губернаторе области. Кроме того, она вместе с вдовой Десятовой направила заявление в головной офис "Норильского никеля", чьим подразделением является "Сухой Лог". Женщины, оставшиеся без глав семейств, убеждены, что там не знают о несчастном случае, случившемся в Бодайбо, и просят оказать материальную помощь семьям. От предприятия им уже было выделено по 100 тысяч рублей, большая часть этих денег ушла по погребение.