В Саянах найдено село отшельников

Три десятка прихожан отца Константина добровольно ушли в горы

В феврале этого года, отправляясь в очередную экспедицию в Саяны, группа путешественников во главе с известным в Иркутской области экстремалом Николаем Терещенко, как всегда, готовилась преодолевать сложные перевалы, глубокие снега - словом, была готова к любым неожиданностям, на которые щедры экстремальные походы. Но того, что в знакомой долине между гор их ожидает встреча, которую смело можно назвать сенсационной, не ожидал никто.

- Когда мы уже намеревались отправиться в обратный путь, - рассказывает Николай Терещенко, - давний наш товарищ, охотник Серега из тувинского поселка Чезылар, не раз выручавший нас в трудную минуту, как ни в чем не бывало бросил фразу: "А вы знаете, что на том конце озера (где Хамсара рождает Енисей. - Прим. авт.) монахи живут?" - "Как монахи?" - "Да, монахи. С прошлого лета".

Переночевав на озерах, путешественники на следующее утро отправились знакомиться с людьми, выбравшими для проживания столь удивительные и труднодоступные места. Как и рассказывал Серега, на противоположной стороне озера, где еще с советских времен стоит большое зимовье рыбаков-промысловиков, путешественники обнаружили деревеньку - маленькие бревенчатые домики, расчищенные от снега улочки.

- Монахи приняли нас приветливо, дружелюбно, - продолжает свой рассказ Николай Васильевич. - У них открытые лица свободных от сует и греховных мыслей людей. Глава скита отец Константин поведал нам историю духовного подвига тех, кто оставил мирские соблазны и отправился в пустынный, отрезанный от большого мира горами край отмаливать грехи этого самого мира.

Все обитатели скита - обычные люди. Жили, работали, посещали церковь. Сам 66-летний архимандрит Константин почти 36 лет служил в сане священнослужителя. И много лет душа его протестовала, видя, как не в лучшую сторону меняется мир, меняются люди. Как сама церковь православная осовременивается, ассимилируется с миром, как становится в ней все больше политики и бизнеса, а у служителей - тяги к роскоши. Отец Константин твердо помнил, что Христос заповедовал совсем другое: прогнал торговцев и менял из церкви святой, сам был скромен и осуждал страсть к стяжательству и власти.

Отец Константин поделился своими мыслями с прихожанами и увидел, что не он один сделал такие выводы. Было принято решение удалиться от мира и молиться за чистоту веры, за саму церковь православную, за души заблудившиеся. И тридцать прихожан, принявших это решение, продали свое имущество, закупили необходимое количество продуктов, инструментов, необходимых в отшельничестве вещей, наняли вертолет и прибыли в эти благословенные, но суровые края.

Приехали летом. Срубили себе домишки, поставили глинобитную печь для выпечки хлеба и стали проводить дни в молитвах и трудах праведных.

В новоявленном скиту есть медик, юрист. Среди монахов люди разных специальностей, многие с высшим образованием. Но они не вспоминают о своей мирской жизни.

- Они счастливы, спокойны и довольны жизнью в первозданных условиях и в соблюдении изначальных традиций чистейшей православной веры, - подытожил свой рассказ Николай Терещенко.

Наши путешественники вкусили постной пищи с саянскими монахами и, разделив с ними молитвенное бдение, отправились в обратный путь, одарив общину скромными подарками: продуктами и канистрой бензина.

- Я в начале лета планирую туда вернуться, - говорит Николай Васильевич. - В устье реки Дадот есть равнина, где в изобилии произрастают лекарственные травы. Хочу научить отшельников правилам сбора и употребления этих трав. Помогу монахам продуктами, стройматериалами, лодку дюралевую им подарю, ведь они живут натуральным промыслом, лодка им, безусловно, нужна. Со мной в скит хочет отправиться отец Александр, настоятель Никольского храма. Он очень заинтересовался этими людьми.