300 спартанцев: обратная сторона медали

Исторический кинокомикс вызвал очень много вопросов

Фильм "300 спартанцев", снятый по одноименному комиксу Фрэнка Миллера и собравший за первые три дня проката 70 млн долларов в кинотеатрах США и Канады (в основном, конечно, за счет эффективной рекламы), вот уже неделю триумфально шествует по кинотеатрам Иркутска в сопровождении хвалебных рецензий как на уровне периодических изданий, так и на уровне зрителя. А ведь, между прочим, в Иране (кто не знает — больше 50% населения страны составляют фарси или персы, те самые, что так живокрасочно фигурируют в фильме) эта картина запрещена к показу по идеологическим причинам и, кроме того, названа "частью американской психологической войны против иранской культуры".

И действительно, в контексте возможной войны США и Ирана фильм смотрится довольно странно, а учитывая, насколько сознание рядового американского обывателя зависит от таких картин, появляется восприятие такого вот "кина" как прямого пропагандистского хода.

Прежде всего чем плох фильм — это почти полным отсутствием всяческой исторической составляющей, кроме той, что в свое время отряд спартанцев действительно оборонял Фермопильский проход во время персидского вторжения в Грецию в 480 г. до н. э., ну и той, пожалуй, что персидских послов в свое время действительно скинули в колодец (был такой инцидент).

Однако если в фильме показано, будто спартанцы были единственные, кто был способен защитить эллинов/греков от многотысячных орд персов, то в реальности все было немного иначе...

Фермопилы обороняла 7-тысячная сборная греческая армия против втрое большего количества персов Ксеркса; ее отход прикрыло примерно полторы тысячи греческих воинов, в числе коих были и спартанцы, — эти силы были окружены и погибли, вследствие чего родилась известная легенда.

Основной составляющей фильма стала пропаганда. Фильм вышел аккурат в тот период, когда о войне США с Ираном открыто говорят: "Она может быть завтра", — и выглядит соответствующе. То есть, конечно же, со стороны зрелищности картина смотрится просто великолепно: снятые в стиле "Города грехов" как фильм-комикс в неестественных тонах "300 спартанцев" по визуальному эффекту буквально сшибают с ног. Но что в основе, что в контексте? Бесчисленные монстроподобные отвратительные персы и их женоподобный царь, мило шепчущий сопернику во время переговоров, и доблестные, неустрашимые греки, чей царь Леонид весь полон пафоса, как и все действо...

И, как говорится, но пасаран! Ничего не напоминает? Ну, конечно же, извечный образ злодея, противника демократии и образ защитника демократии в американских фильмах. Кстати, в этих самых фильмах подобная градация образов активно тиражируется и поддерживается государством методом финансовой, технической и рекламной помощи или же прямых госзаказов. Существует и определенная цензура, так что антиамериканских фильмов в США вы найдете немного, и, как правило, большинство из них — шедевры.

Помимо вышеуказанного "300 спартанцев" несут еще и определенную культурную нагрузку. Вернее — псевдокультурную. Потому что замещение истинной картины ложной, основанной на "рисованных картинках", — это псевдокультура. Потому что такую "картинку" легче воспринимать и легче адаптировать в сознании человека, не отягощенного образным мышлением.

Для примера: недавно в США решили популяризировать "Анну Каренину". С этой целью произведение было выпущено в виде комикса, автором которого был поставлен некто Lеo Tolstoy, а сама Анна Каренина изображена в бикини, позирующей на рельсах перед идущим поездом!

В случае с экранизированным комиксом Фрэнка Миллера видится нечто похожее (отчего фильм и рекламируется как исторический), но с еще более глубоким, если присмотреться, подтекстом.

Так что "300 спартанцев" появились вовсе не случайно. И если как фэнтези фильм очень даже ничего (если выкинуть из него историю и показать как самостоятельную сказку), то с персами и греками в качестве противоборствующих сторон к нему нужно относиться с нужным пониманием и отношением. Кстати, в США был в свое время (в 1962 году) снят еще один фильм про бои за Фермопилы: он назывался так же — "300 спартанцев", был более или менее исторически достоверен и по содержанию переплевывает новый далеко вперед. Однако у него не было того, что делает нынче кассовые сборы: зрелищности и рекламы, и по рейтингу американского кино он оказался почти незаметен.

Гениальный ход американской пропаганды: создавая красивую обертку, вложить в нее нужное содержание и еще и получить за это деньги во всем мире (поскольку доходы от кассовых сборов идут именно в США). Хотя, быть может, я в чем-то ошибаюсь и на самом деле новые "300 спартанцев" — просто красивая постановка по комиксу и очень хороший фильм.

P.S. Кстати, персы на самом деле не выглядят как орды орков, гоблинов и троллей, как это показано в фильме. Антропологически это южная европеоидная раса, т. е. персы скорее похожи на выходцев с Кавказа, но уж никак не на гоблинов и троллей. А Ксеркс вряд ли представлял собой одного из представителей современных субкультур, активно использующих пирсинг. Достаточно взглянуть на барельефы нужного периода из истории Древнего Ирана, чтобы понять: это был внушительный мужчина с красивой завитой бородой, разъезжающий на колеснице.