Трудно ли быть водителем такси?

Журналист "СМ Номер один" провел за рулем машины с шашечками целую ночь

Профессия таксиста сегодня одна из самых востребованных у работодателей, так как востребована сама услуга. Давно прошли те времена, когда "наши люди в булочную на такси не ездили", сейчас перечень телефонов этих служб вряд ли уместится на одном листочке в деловом блокноте. Да и надо ли их записывать - набирай подряд одинаковые цифры с небольшими вариантами и обязательно услышишь приятный женский голос: "Добрый день, такси... слушает". Наш корреспондент решил на себе проверить, насколько легкий или тяжелый труд городского таксиста, а заодно и рассказать об этой замечательной профессии.

Диспетчер по имени Жанна

Поинтересовавшись у хозяина службы такси, сколько в среднем получают водители, я не получил точных цифр, но узнал, из чего состоит оклад. Таксисты отдают 120 рублей в день за аренду рации и 20% от всей выручки. Это при условии, что вы ездите на собственном автомобиле, а именно такой способ работы наиболее выгоден как для работника, так и для работодателя.

Диспетчер, веселая и энергичная женщина с красивым именем Жанна, кратко проинструктировала меня и с улыбкой пообещала, что после смены я буду отлично знать город, все его злачные места, а на следующий день уже не смогу отказаться от этой профессии.

Мне выдали устройство связи, выписали на него разрешение, а также оформили путевой лист - так положено. Еще попросили ознакомиться с правилами перевозки пассажиров, утвержденными официально. Я получил справочник с подробной картой города и бланк, в который следует вносить всех клиентов, воспользовавшихся моими услугами.

Установить в автомобиль рацию не составило никакого труда: антенна на магните крепится на крышу авто, а сама рация - в любое удобное место в салоне, получая питание от "прикуривателя" - пять минут, и я на связи.

Еще две секунды ушло на крепление шашечек на магнит, и я отправился в путь.

Выезжая на ночную смену, с девяти вечера до девяти утра, я получил от диспетчера весьма ободряющее наставление: "Днем ездить плохо: пробки, пассажиры из-за длительности поездки часто выражают недовольство, хамят... А вот ночью - совсем другое дело! - романтика"!" Что ж, посмотрим!

Зачем таксисту телевизор

Сажусь в автомобиль, проверяю связь:

- "Гроза-2" (мой позывной), жду ответа.

- "Гроза-2", - отвечает диспетчер, - где стоять будешь?

После получаса ожидания заявки заскучал. Те, кто уже давно таксуют, и телевизор в машины устанавливают, и журнальчики с собой берут почитать, а у меня из развлечений оказались только музыка из магнитолы да карта города:

Но вот голос из рации наконец произнес:

- "Гроза-2"!

- "Гроза-2"! - чуть не подскочив, ответил я.

- "Гроза-2", приглашаю на Декабрьских Событий, 57.

Принято, выезжаю. Немного уточнив у Жанны направление поездки и сверившись с картой, торопливо еду к месту.

Моими первыми пассажирами стали три женщины средних лет слегка под шофе. С шумом усевшись, они назвали мне улицу и номер дома, о местоположении которых я имел очень смутное представление, и хотели было заговорить о чем-то своем, но я сразу предупредил их, что работаю в такси первый день и им придется показывать мне дорогу.

По прибытии заметил, что наездили сто шестьдесят рублей, совсем неплохо.

После того как пассажиры расплатились и вышли, я, как положено, зафиксировал вызов: записал в бланк точку отправления и прибытия, длину пути и сумму, взятую с клиента. После чего опять беру в руки рацию:

- "Гроза-2", освободился в Юбилейном, десять километров, сто шестьдесят рублей.

- Принято, "Гроза-2", возвращайся в центр.

Когда спят пассажиры, спят и таксисты

Ну, что ж, принцип работы понятен, совсем не сложно, хотя слабое знание города очень мешает. На очередной вызов, куда-то в район Рабочего, еду долго - не могу найти адрес, благо диспетчер и другие таксисты по рации буквально шаг за шагом вывели меня к нужному месту.

В течение следующих двух часов съездил еще на три вызова, после чего их количество упало до нуля - была среда, а по средам ночью иркутяне предпочитают спать.

Час ночи.

Пробую покататься по городу в поисках случайных пассажиров, но кроме пьяных, явно агрессивно настроенных мужиков и уличных проституток, которых к себе, по понятным причинам, мне сажать совсем не хотелось, в такое время вдоль дорог никто не голосует. Конечно, бывают исключения, но мне тогда не повезло.

Жду еще пару часов и прошу у диспетчера разрешения отправиться домой.

- Хорошо, "Гроза-2", приятных снов.

Итак, закончился первый день, моя выручка составила семьсот двадцать рублей, отнимем отсюда 120 за рацию, еще 144 (20%) - получаем 456 рублей. Но нас интересует чистая выручка, поэтому отнимем отсюда еще 250, на которые я заправил бензин. И получим 206 рублей. Мало, но вспомним, что день был не "рыбный", да и проработал я всего пять часов вместо положенных двенадцати, а еще можно было сажать к себе всех подряд, без разбора, тогда заработок был бы точно выше, но я рисковать не стал. Попробую выйти на работу в пятницу.

Весь следующий день отсыпался. А когда проснулся, понял, что ноги с непривычки ноют. Но уже к вечеру все прошло.

"Его стошнит в машине. Я отказываюсь"

Пятница. Девять вечера. Уверенно, со знанием дела леплю на машину антенну, шашечки, устанавливаю рацию. Весь предыдущий день я, помня мои блуждания в поисках нужной улицы, усердно изучал карту города, поэтому и здесь "профессионально вырос".

Уже примерно знаю, где люди чаще всего голосуют на улице.

Едва успеваю включить рацию, как слышу знакомый голос диспетчера:

- "Гроза-2", улица Байкальская, 257!

- "Гроза-2", принято!

Довольно быстро нахожу нужный адрес, везу пассажиров в центр. Едва успеваю их высадить, как снова оживает рация...

В таком бешеном ритме, когда заявка следует за заявкой, работаю где-то до двух часов ночи. Потом наступает недолгое затишье. Прошу у диспетчера разрешения перекусить.

- "Хорошо, "Гроза-2", но недолго.

Через сорок минут торжественно произношу в рацию:

- "Гроза-2", стою в центре, на Ленина, свободен.

- "Гроза-2", приглашаю на Сухэ-Батора, - следует ответ.

Из ресторана выходит явно перебравший мужчина, и мне при взгляде на него становится ясно, что по пути ему с большой вероятностью станет плохо. Не самая приятная перспектива, поэтому говорю диспетчеру:

- "Гроза-2", отказываюсь везти пассажира, его в машине может стошнить.

- Хорошо, "Гроза-2", отказ принят.

Возвращаюсь на базу и вскоре еду на следующий вызов.

Допустимый левак

Около четырех утра, возвращаясь из Рабочего в центр, подбираю на остановке пассажира - девушку, просит довезти ее до тюрьмы. Проезжаю всего два километра, беру минималку - сто рублей и, да простит меня мой работодатель, не сообщаю об этой левой выручке диспетчеру.

Ближе к утру опять "аншлаг" - молодежь разъезжается из ночных клубов по домам.

В восьмом часу, после получаса ожидания, сообщаю диспетчеру:

- "Гроза-2", поехал спать.

- "Гроза-2", счастливо!

В этот день моя выручка оказалось весьма неплохой: тысяча девятьсот тридцать рублей. Считаем: минус 120 (за аренду рации), минус 386 (процент) = 1424 рубля. На пятьсот из них я заправил бензин, остается 924, но прибавим сюда мои левые сто рублей и получим 1024 рубля чистого заработка.

Ну, что тут сказать, получил бесценный опыт, кучу эмоций, материал для статьи, да еще и денег заработал. Но, конечно, автомобиль было жалко: дороги у нас, особенно сейчас, весной, ужасные.

Удивительно, но следующим вечером меня непреодолимо потянуло сесть в автомобиль и услышать знакомый голос диспетчера из рации. Жанна была права - затягивает. Но вовремя остановился: я же не таксист, а журналист.

Хозяину такси хочу сказать огромное спасибо за то, что согласился взять меня на работу, зная, что я журналист. Сразу видно - ему скрывать нечего. Спасибо и за то, что разрешил мне не "досиживать" до конца смены под угрозой увольнения. Диспетчеру Жанне - за то, что часто была моей "путеводной звездой", особенно в первый день, и не забывала про меня, регулярно отправляя на вызовы.

А всем таксистам хочу сказать - нелегкий у вас хлеб, ребята! Это я теперь точно знаю.