В кражах сотовых телефонов виноваты сами потерпевшие

Милиционеры неустанно твердят: пишите заявления о краже, любой телефон можно найти по IMEI-коду

Рынок услуг сотовой связи завоевал нас стремительно, и за несколько лет мобилы прошли эволюцию от громоздкой трубы размером с блок сигарет до аппаратиков размером со спичечный коробок. Вместе с тем они, по сути, сформировали целое криминальное направление по их же краже с последующей перепродажей и целый нелегальный рынок. Но сегодня эта проблема не столько криминальная, сколько социальная. В связи с дешевизной сотиков и от нежелания связываться с милицией люди очень неохотно пишут заявления о краже, считая, что гораздо проще купить новую модель. И тем самым напрямую поощряют развитие этого криминального бизнеса, собственноручно создавая то самое предложение, на которое всегда найдется спрос.

"Мобильный" грабеж - дело рук подростков

Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев потерпевшие сами виноваты в своих бедах. Если раньше чаще всего преступники срывали телефон со шнурка на шее, то теперь этим способом ношения аппарата пользуются единицы. На первый план вышли грабежи детей и мошенничество в отношении девушек.

Самый частый сценарий мошенничества выглядит так: к девушке на остановке подходит молодой человек и просит позвонить. Получив в руки вожделенный аппаратик, он просто удирает. Детей "кидают" еще беспардоннее: малолетний сопливый агрессор подходит к еще меньшему ребенку, имевшему несчастье у всей улицы на глазах показать дорогой телефон, и говорит, что тот похож на того, кто у него украл телефон, и требует предъявить его для опознания. И когда ребенок доверчиво показывает свою мобилу, агрессор просто заявляет, что это телефон, украденный у него накануне, - и уходит с телефоном...

Сотрудники милиции советуют наивным простакам: никогда и никому не доверяйте свой телефон, ни в коем случае не выпускайте его из рук. А родителям рекомендуют не покупать детям дорогие сотовые телефоны. Практика последнего времени показывает, что воруют телефоны стоимостью от шести тысяч рублей. Известны даже приблизительные расценки, по которым их принимают в скупках, ломбардах и на улице. С документами телефон стоит наполовину меньше своей реальной цены, а без документов гораздо дешевле.

У девушек телефоны забирают молодые люди, а у детей - их чуть более взрослые и наглые сверстники. Есть даже своеобразная лесенка: у 12-летних телефоны отбирают 14-летние, у 14-летних - подростки классом-двумя старше и т. д. Как правило, это так называемые трудные подростки из неблагополучных семей. Многие не учатся в школе, некоторые уже стали наркоманами. Да и грабежи они совершают со смехотворными целями - чаще всего после сдачи телефона в скупку или ломбард полученные деньги проигрывают в игровых автоматах по соседству.

Отмечено, что количество подобных краж возрастает в предпраздничные дни. Например, перед Новым годом только в ОМ-1 поступило 5 заявлений в течение суток.

Сразу идите в милицию

Лучшее, что может сделать в такой ситуации человек, - обратиться в отделение милиции, причем не имеет значения в какое: ближайшее к месту совершения преступления или по месту жительства.

В течение 24 часов следователь должен возбудить уголовное дело. Кстати, несмотря на нарастающий вал подобных преступлений, в отделениях милиции еще не создано специальных отделов по кражам, грабежам и мошенничествам в этой сфере. Следователи говорят, что подобная структура становится все более жизненно необходима. Например, в ОМ-1 Свердловского района, зона ответственности которого находится в микрорайоне Университетском, Академгородке и 3-м поселке ГЭС, из приблизительно ста уголовных дел по фактам грабежей и краж личного имущества три четверти - это дела по фактам кражи сотовых телефонов.

Грабители почти никогда не оставляют сотовый телефон себе, а SIM-карту немедленно выкидывают, причем иногда прямо на глазах у потерпевшего, телефон отключают и сдают в ближайшую скупку. Сразу по факту обращения в милицию следователь начинает отработку местных наркоманов, ранее судимых и уже попадавшихся на подобном. Однако таким оперативным образом находят только один из десяти сотовых телефонов. Свою роль играет еще и то, что ломбарды и скупки отказываются помогать сотрудникам милиции в поисках, пряча свой ассортимент.

В таких случаях телефон могут искать месяцами и даже годами. И тогда может сильно помочь наличие документов на телефон.

На уникальный номер сотового телефона делается запрос во все компании-операторы сотовой связи. К слову сказать, до последнего времени только Байкалвестком охотно сотрудничал с органами правопорядка, другие операторы стали помогать только с лета прошлого года. Самое быстрое раскрытие кражи произошло в Университетском этим летом - в июле у мальчишки в спортзале гимназии № 2 во время тренировки украли сотовый телефон. Скорее всего, его быстро перепродали, так как очень скоро он был обнаружен по запросу у одного из операторов сотовой связи. Между заявлением в милицию и возвращением телефона к владельцу прошло всего две недели. Оказалось, молодой человек купил его у лица кавказской национальности около Торгового комплекса.

- Как правило, в таких случаях очень характерны отслеженные оператором новые номера телефона, - рассказывает следователь ОМ-1 Наталья Илющенко. - Сначала телефон ненадолго включает скупщик краденого, чтобы проверить, работает ли сотик. Потом до момента перепродажи он никак не отслеживается, и только когда его покупает ничего не подозревающий человек, появляется новый постоянный номер телефона, который можно отследить. Кстати, часто в скупках дают якобы гарантийный талон на одну неделю. Он, конечно, является незаконным, но в таком случае мы по крайней мере можем сделать с этим талоном запрос в скупку, чтобы человеку вернули деньги. В остальных случаях телефоны просто изымаются, а их стоимость перекупщику не возвращается. Поэтому ни в коем случае нельзя покупать телефоны без документов. А перестанут покупать - перестанут и красть.

Не грузите милицию личными проблемами

Однако бывают и недобросовестные заявители - это люди, которые потеряли телефон сами, но стараются найти его через милицию как похищенный. Обнаружить их недобросовестность удается не всегда. Недавно к следователю обратилась женщина с заявлением, что у нее украли дорогой сотовый телефон. Оперативников сразу насторожило то, что она путается в показаниях, не может описать злоумышленников, отказалась просматривать видеотеку с лицами преступников.

Причем оказалось, что SIM-карта находится у нее. Она объяснила это тем, что преступники выкинули ее на бегу, а она увидела и успела подобрать. А когда через несколько месяцев нашли молодого человека, который пользовался телефоном, он нагло заявил, что у него есть на него документы и он готов их предоставить следствию. И действительно, через некоторое время принес подлинные документы.

Как удалось выяснить впоследствии, сын женщины-заявительницы просто продал телефон своей матери приятелю. А когда последнего вызвали в милицию, сынок стащил у мамы еще и документы на телефон и отдал их "похитителю".

Поиск телефона - дело реальное

Специалист по связям с общественностью компании Байкалвестком Анна Долженкова рассказала корреспонденту "СМ Номер один", что технология поиска есть у каждого оператора сотовой связи на иркутском рынке.

- Разумеется, найти можно только сертифицированную модель. В каждом телефоне стандарта GSM существует IMEI-код. Обычно он указан в документах на аппарат. Поэтому если телефон куплен c рук, без документов, то о поиске можно забыть.

Зацепкой в поиске мобильного телефона служит номер, принадлежащий новым владельцам аппарата. Им достаточно совершить один звонок, чтобы быть обнаруженными, - коммутатор компании может определить, с какого именно телефона был сделан звонок, сопоставив IMEI-код разыскиваемого телефона и номер SIM-карты, которая в нем работает.

Здесь телефон - своего рода передатчик. Точно так же, как и системный администратор сайта, по нему можно установить, с какого компьютера было послано сообщение. Если звонок с украденного телефона совершен с номера, который принадлежит абоненту определенной компании, установить имя его нового владельца не составит труда. Если же телефон лежит где-то в сугробе или же работает в другой сети - система, разумеется, не будет располагать данными.

- Только в нашу компанию, - говорит Анна, - от милиции по факту кражи мобильного телефона в месяц поступает около 800 обращений. И с каждым днем количество заявлений только растет. Учитывая то, что лишь единицы решают искать пропажу, реальное количество утерянных или украденных аппаратов выше в несколько раз.